Урок физики «Знакомьтесь - СИЛА!»
Какое физическое понятие присутствует во всех примерах? 2. Сила силе доказала, Сила силе не родня. Есть металл прочней металла, Есть огонь страшней огня. А. Твардовский 1. Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей, Страшатся щуки крокодила; От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей, Всегда имеет верх над слабостию сила. А. Пушкин 3.В кипящей пене валуны, Волна, блистая, заходила- Ее уж тянет, тянет сила Всходящей за морем Луны. И.А.Бунин 4.Там, где царит сила, разум молчит Гуахардо Фахадо 5. Любовь - это единственная сила в мире, которая способна из врага сделать друга. М.Л.Кинг
Тема урока: Сила Задачи: Познакомиться с физической величиной называемой «сила»: - Какое физическое тело или явление описывает; - Ввести условное обозначение величины, единиц величины;
Взаимодействие Земли и Луны
Нескучные задачи по физике Г. Остер 1. Прогуливаясь по берегу озера, Миша пригласил Лялю посидеть в лодке без весел. Вдруг Ляля передумала сидеть с Мишей в лодке и выпрыгнула на берег. Как сложилась дальнейшая Мишина жизнь?
Ответ: Ответ: в результате взаимодействия тел Ляли и лодки Миша уплыл на середину озера. А что с ним было потом - физике неизвестно.
Нескучные задачи по физике Г. Остер 2. Коля и Толя нашли сжатую пружину в пакетике, перевязанном веревочками, и стали эти веревочки развязывать. Тут-то пружина и распрямилась. В результате взаимодействия Толя с хорошей скоростью улетел в одну сторону, а Коля с вдвое большей в прямо противоположную. Укажите, как отличается Толина масса от Колиной?
Ответ: Ответ: поскольку пружина послала Толю хоть и с хорошей, но вдвое меньшей скоростью, чем Колю, Толина масса в два раза больше Колиной, тоже хорошей.
Нескучные задачи по физике Г. Остер 3. Однажды семиклассник Вася, только что изучивший на уроке физики взаимодействие тел, был сбит с ног нечаянно выскочившим из школы третьеклассником Димочкой. Кто на кого подействовал? Чье действие оказалось сильнее?
Сила Условное обозначение Единицы в СИ
НЬЮТОН, ИСААК (Newton, Isaac) (1642–1727), английский математик и естествоиспытатель, механик, астроном и физик, основатель классической физики. Сформулировал закон всемирного тяготения, установил фундаментальные положения физической оптики
Миниисследование Работа №1. Наблюдение силы, действующей на шарик со стороны Земли. Оборудование: шарик с нитью. Ход выполнения работы: Поднимите шарик за нить и успокойте его колебания. Почему шарик натягивает нить? По какому направлению натягивается нить? Отпустите шарик и наблюдайте за падением шарика Что происходит со скоростью шарика? По какому направлению падает шарик? Сделайте соответствующий вывод о действии Земли на шарик Вывод:
Миниисследование Работа №2. Наблюдение действия сил. Оборудование: лист картона, мешочек с песком Ход выполнения работы: Положите лист картона на две книги (см рисунок) На середину листа картона положите мешочек с песком. Обратите внимание на изменение формы картона и мешочка с песком (деформация) . Ответьте на вопрос: Что произошло в результате взаимодействия мешочка с картоном? По результатам наблюдений сделайте вывод: изменилась ли скорость тел при их взаимодействии; что произошло с телами? Вывод:
Миниисследование Работа №3. Наблюдение действия сил. Оборудование: штатив, пружина, груз. Ход выполнения работы: - Повесьте груз на пружину; Что произошло с грузом? Почему? Что произошло с пружиной? Почему? Ответьте на вопрос: - Что произошло в результате взаимодействия груза с Землей и груза с пружиной? По результатам наблюдений сделайте вывод: изменилась ли скорость тел при их взаимодействии; что произошло с телами? Вывод:
Общий вывод из миниисследований №1,№2 При взаимодействии тел у них может меняться скорость (численно и по направлению), или тела деформируются (меняют форму или объем). Причиной этих изменений является сила.
Миниисследование №3 Работа №3 Исследование зависимости результата действия силы от ее значения, точки приложения и направления. Оборудование: брусок с нитью. Ход выполнения работы: Положите брусок на стол наибольшей гранью и толкните его пальцем сначала слабо, затем сильнее. В каком случае брусок передвинется на большее расстояние? Зависит ли результат действия силы на брусок от ее значения? Положите брусок на стол наименьшей гранью и попытайтесь переместить его. Приложив силу сначала к нижней, затем к верхней части бруска. Как будет вести себя брусок в первом и во втором случае? Зависит ли результат действия силы от точки ее приложения? Положите брусок на стол наибольшей гранью и потяните за нить сначала вдоль бруска, затем поперек бруска и, наконец, вверх. Как ведет себя брусок в акждом случае? Зависит ли результат действия силы от ее направления? Сделайте соответствующий вывод о зависимости результата действия силы от ее значения, точки приложения и направления. Вывод:
Результат действия силы зависит от: F Числового значения (модуль) Направления (вектор) Точки приложения F
Изобразить силы( с учетом точки приложения, направления и модуля силы) Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав — судить не нам; Да только воз и ныне там.