Методическая разработка урока по физике 8 класс на тему: «Расчет сопротивления проводников». учитель физики МОУ СОШ № 4 с.п. Исламей Баксанского района Кабардино – Балкарской республики Нахушевой Мариты Мухамедовны
Задачи урока: Задачи урока: обучения: формировать навыки работы с приборами, умение решать расчетные, экспериментальные задачи. Установить зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и вещества, из которого он изготовлен. воспитания: воспитание мировоззренческих понятий; познаваемость окружающего мира; этики работы в парах. развития: развивать элементы творческого поиска на основе приема обобщения знаний, умение анализировать, наблюдать, собирать электрические цепи, чертить схемы, развивать навыки практической работы, интерес к предмету путём выполнения разных заданий.
Авомметр. Авомметр.
Вопрос1. Какие вещества являются хорошими проводниками электрического тока? Вопрос 2. Какие из проводников лучше проводят электрический ток?
v v
Собираем схему 3, нихромовую проволоку (клеммы 1, 2) подключить к источнику тока и амперметру. Меняя длину проводника наблюдать изменение силы тока. Собираем схему 3, нихромовую проволоку (клеммы 1, 2) подключить к источнику тока и амперметру. Меняя длину проводника наблюдать изменение силы тока.
При уменьшении длины нихромовой проволоки сила тока увеличивается, при увеличении длины сила тока уменьшается. При уменьшении длины нихромовой проволоки сила тока увеличивается, при увеличении длины сила тока уменьшается. Следовательно: при L ↓ ~ I ↑ ~ R↓ R ~ L
Собираем схему 3, сперва одну нихромовую проволоку (клеммы 1, 2) подключить к источнику тока и амперметру, затем две нихромовые проволоки (клеммы 1-3, 2-4) подключить к источнику тока и амперметру. Наблюдать изменение силы тока. Собираем схему 3, сперва одну нихромовую проволоку (клеммы 1, 2) подключить к источнику тока и амперметру, затем две нихромовые проволоки (клеммы 1-3, 2-4) подключить к источнику тока и амперметру. Наблюдать изменение силы тока.
При уменьшении площади сечения нихромовой проволоки сила тока уменьшается, при увеличении площади сечения сила тока увеличивается. При уменьшении площади сечения нихромовой проволоки сила тока уменьшается, при увеличении площади сечения сила тока увеличивается. Следовательно: при S ↓ ~ I ↓ ~ R↑ R ~ 1/S
Собираем схему 3, сперва нихромовую проволоку (клеммы 1, 2) подключить к источнику тока и амперметру, затем стальную проволоку (клеммы 5, 6) подключить к источнику тока и амперметру. Наблюдать изменение силы тока. Собираем схему 3, сперва нихромовую проволоку (клеммы 1, 2) подключить к источнику тока и амперметру, затем стальную проволоку (клеммы 5, 6) подключить к источнику тока и амперметру. Наблюдать изменение силы тока.
Сила тока при подключении нихромовой проволоки больше, чем при подключении стальной (железной) проволоки. Сила тока при подключении нихромовой проволоки больше, чем при подключении стальной (железной) проволоки. По таблице сравниваем удельные сопротивления этих веществ. Следовательно: если I ↑ ~ R↓ ~ ρ↓ R ~ ρ
Сопротивление зависит от длины проводника, чем больше длина проводника тем больше его сопротивление. Сопротивление зависит от длины проводника, чем больше длина проводника тем больше его сопротивление. Сопротивление проводника зависит от площади поперечного сечения: чем меньше площадь сечения проводника, тем больше сопротивление. Сопротивление проводника зависит от рода вещества (материала), из которого он изготовлен.
Это выражение позволяет вычислять длину проводника, поперечное сечение и удельное сопротивление проводника. Это выражение позволяет вычислять длину проводника, поперечное сечение и удельное сопротивление проводника.
При последовательном соединении трех проводников, сопротивление увеличивается, так как длина проводника увеличивается ( R ~ L, L↑ ~ R ↑ ). При последовательном соединении трех проводников, сопротивление увеличивается, так как длина проводника увеличивается ( R ~ L, L↑ ~ R ↑ ).
Параллельное соединение Параллельное соединение При параллельном соединении площадь сечения проводника увеличивается, сопротивление будет уменьшаться (при S ↓ ~ R↑ ).
Задача. Определите сопротивление телеграфного провода между Южно-Сахалинском и Томари, если расстояние между городами 180 км, а провода сделаны из железной проволоки площадью поперечного сечения 12 мм2 Задача. Определите сопротивление телеграфного провода между Южно-Сахалинском и Томари, если расстояние между городами 180 км, а провода сделаны из железной проволоки площадью поперечного сечения 12 мм2 Задача. Рассчитайте сопротивление медного контактного провода, подвешенного для питания трамвайного двигателя, если длина провода равна 5 км, а площадь поперечного сечения - 0,65 см2 . Задача. Какой длины надо взять медную проволоку площадью поперечного сечения 0,5 мм2 , чтобы сопротивление ее было равно 34 Ом? Задача. Вычислите, каким сопротивлением обладает нихромовый проводник длиной 5 м и площадью поперечного сечения 0,75 мм2 .
Дано: Решение. Дано: Решение. L =180000м Сопротивление проводника S = 12 мм2 вычислим по формуле: ρ = 0,1 Ом мм2 м R - ? R = 0,1* 180000/ 12 = 1,5 кОм Ответ: 1,5 кОм.
Что узнали новое на уроке? Что узнали новое на уроке? Какой метод понравился для вас больше всего? Если некоторые приборов у нас отсутствуют под рукой, то вы должны уметь пользоваться другими методами. Понравился урок?
§45, 46, упражнение 20, № 2 (а), 4. §45, 46, упражнение 20, № 2 (а), 4.
Сформулируйте закон Ома для участка цепи. Сформулируйте закон Ома для участка цепи. Как вычислить напряжение, используя закон Ома? Сопротивление? Какова единица сопротивления? В каком случае сопротивление проводника имеет значение 1 Ом? Назовите, что является причиной сопротивления проводника.