«Утреннее размышление о Божием величестве» «Письмо о пользе стекла» «Кузнечик» «Рассуждение об обязанности журналиста» Работу выполнила: Хозяинова Т.А. студентка фПМНО, 2 курс Сыктывкар, 2012 М.В. Ломоносов
«Утреннее размышлении о Божием величестве» (1743) С Лермонтова начинается научно – философская лирика. В «Утреннем размышлении о Божием величестве» он выступил с гениальной догадкой о том, что солнце – это «горящий вечно океан», что на его поверхности происходят изменения («огненные валы»,«вихри пламенные»)
Однако было бы неверно считать, что «Утреннее размышление» является рифмованным трактатом по физике Солнца. Зрелище красоты пробуждающегося мира вызывает в лирическом герое непобедимое стремление «творить». Научная картина солнечной активности с самого начала «растворена» в эмоции поэта: здесь мы имеем дело с лирическим переживанием истины: «Когда бы смертным толь высоко Возможно было возлететь...» Поэту одиноко на той высоте, на которую он поднялся силою своей фантазии. Он хочет поделиться со всеми людьми тайной, пока что доступной только ему. По Ломоносову, быть человеком в полном смысле слова - значит быть творцом, приумножающим красоту и богатство окружающего мира, стремящимся в исчерпывающей полноте постичь мир и себя в нём. По сути дела, эти стихи говорят о необходимости «божия величества» в каждом человеке.
«Письмо о пользе стекла» (1752 ) Образец «научной поэзии» Ломоносова. Написана эта просветительская поэма в форме дружеского послания к И. И. Шувалову. Поэма Ломоносова утверждала единство поэта и учёного, отражала стремление к популяризации передовых естественнонаучных представлений.
Закономерность смены разных поэтических стилей и жанровых ассоциаций просматривается очень четко. Ломоносов начинает свой гимн стеклу с низшей, материальной реальности и быта. В первой части дидактического послания возникают темы радостей жизни — вина и любви: «Тем стало житие на свете нам счастливо: Из чистого Стекла мы пьем вино и пиво...» Во второй части послания, перечисляя возможности применения стекла в научных приборах — барометр, компас, электростатическая машина, телескопы и микроскопы, Ломоносов поднимается до бытийных сфер жизни. И, наконец, обрамлено все послание интонациями торжественной оды (или, как называл сам Ломоносов этот жанр, “оды похвальной”)
Таким образом, весь арсенал поэтических стилей и жанров молодой русской лирики оказался призван на службу практической цели пропаганды просвещения и развития промышленности. Письмо о пользе стекла” выражает веру русских писателей этой эпохи в непосредственную созидательную силу художественного слова. Для того чтобы явление возникло в материальной реальности, нужно создать его словесный художественный образ в реальности идеальной.
Кузнечик дорогой, коль много ты блажен (1761) (СТИХИ, СОЧИНЕННЫЕ НА ДОРОГЕ В ПЕТЕРГОФ) Ломоносову принадлежит перевод нескольких стихотворений Анаракеона. Стихотворение «Кузнечик дорогой, коль много ты блажен» он закончил двумя строчками собственного сочинения : Что видишь – всё твое; везде в своем дому, Не просишь ни о чем , не должен никому.
Печальный смысл концовки Ломоносов объясняет так : стихи написаны, «когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же»
Рассуждения об обязанностях журналистов (1754) Эта статья явилась ответом Ломоносова на неодобрительные отзывы заграничных ученых о его научных работах. Представляя возражение по специальному научному вопросу, статья затрагивает и ряд проблем, в частности характеризует понимание Ломоносовым роли журналистики в развитии культуры, а также сформулированные им обязанности журналистов. Уже заголовок говорит о том, что, выступая в защиту своих научных трудов, Ломоносов исходил из широкого понимания задач журналистики, как средства обеспечить свободу и независимость научного мнения. Хотя в статье имеется в виду только научная журналистика, Ломоносову удалось дать характеристику идеального журналиста вообще. После вступления, в котором излагается общая точка зрения Ломоносова на задачи журналистики, он переходит к специальной части, где очень резко разоблачает недобросовестные критические приемы своего оппонента.
В заключении Ломоносов предлагает семь правил, которые он рекомендует запомнить не только его обидчику, но и “пишущей братии” вообще. “Правила” Ломоносова очень хорошо свидетельствуют о том, что уже в его время складывался отвратительный тип, лишенного всяких принципов, недобросовестного журналиста, нашедшего свое логическое завершение в наши дни