Конференция МАРО, посвященная 80-летию В.В. Давыдова. 18 декабря 2010 года В.А. Львовский http://physclub.ru [email protected] [email protected] 8-916-1569511 (10.00 – 20.00 мск) Физика: примерная программа и планирование для основной школы (6 – 9 классы) 900igr.net
1. ООП ООО 2. Структура курса физики 3. Содержание курса физики 4. Учебно-методическое обеспечение 5. Механизмы внедрения 6. Контакты
1. ООП ООО
Примерная программа курса физики для 6-9 классов Пояснительная записка (психолого-педагогическое введение, цели физического образования, структура курса физики, логика содержания, методика обучения, межпредметная координация) Требования к результатам изучения курса физики (личностные, метапредметные, предметные результаты) Содержательные линии курса физики и основные результаты (6-9 классы) Примерное учебно-тематическое планирование к курсу физики (6 – 9 классы) Рекомендации по обеспечению учебного процесса по физике Рекомендуемые информационные источники
Содержательные линии курса физики и основные результаты (6-9 классы) Предметное содержание// Основные предметные и метапредметные результаты (компетентности) 1. Экспериментальный и теоретический методы в физике 2. Пространственно-временное описание явлений и процессов 3. Силовой способ описания явлений как средство управления, прогнозирования, конструирования 4. Энергетический способ описания явлений как средство управления, прогнозирования, конструирования 5. Объяснение явлений и построение теорий на основе представлений о дискретном строении материи (элементы структурной физики) 6. Объяснение явлений и построение теорий на основе представлений о непрерывном строении материи (элементы полевой физики)
Примерная программа
Примерное учебно-тематическое планирование к курсу физики (6 – 9 классы)
Планирование
2. Структура курса физики
Физика 20-е годы (408 ч.) : в 5 – 7 кл. по 4 ч. в неделю В 30-е годы (493 ч.): 6 – 10 кл. по 3 ч. в неделю В 80-е годы (527 ч.): 6 – 7 кл. пропедевт.курс (2 ч.), 8 кл. механика (3 ч.), 9 кл. молекулярная физика и электродинамика (4 ч.), 10 кл. колебания и волны, оптика, квантовая физика (4,5 ч.) Новая система концентров (340 ч.): 7 – 11 кл. (2 ч.) Раздел Основная (7-9) Старшая (10-11) Механика 50 ч. 32 ч. Мол. физ. 45 ч. 20 ч. Электрод. 50 ч. 34 ч. Квант. физ. 25 ч. 40 ч.
Варианты структуры (по П.А. Знаменскому) Радиальная (линейная): отделы, которые изучаются полностью и однократно Концентрическая: все отделы изучаются несколько раз на новом уровне Ступенчатая: похожа на концентрическую, но более свободное расположение материала
Недостатки линейных курсов (1) Из программы 1890 года для гимназий и реальных училищ: «Распределение материала сделано согласно общепринятой системе науки» (т.е. радиальное построение). Не учитываются возрастные и психологические особенности. Переход от раздела к разделу определяется только логикой содержания без учета детей. В каждом разделе есть простой, легко доступный юным ученикам материал, есть крайне сложный и доступный только более взрослым ученикам. От трудных вопросов одного отдела совершается резкий переход к легким вопросам другого отдела.
Недостатки линейных курсов (2) Не удается простроить межпредметные связи, т.к. в каждом научном предмете своя логика и последовательность. В частности, не хватает математической подготовки. Глубина изучения определяется не важностью материала, а возрастом. «Раньше, чем формировать отвлеченные понятия и идеи, раньше, чем вырабатывать приемы отвлеченного мышления и прибегать к строгим доказательствам, надо запастись фактическими, часто еще логически не обоснованными, сведениями, надо пройти предварительную фазу накопления восприятий и создания физических представлений» (П.А. Знаменский).
Государственная программа (80-е годы) 7 кл. Строение вещества (6 ч.); движение и силы (23 ч.); давление т.т., ж., г (23 ч.); работа, мощность, энергия (12 ч.) 8 кл. Тепловые явления (24 ч.); электричество (44 ч.) 9 кл. Механика, практикум (102 ч.) 10 кл. Молек. физика и термодинамика (45 ч.); электродинамика (72 ч.); практикум (16 ч.) 11 кл. Колебания и волны (48 ч.); оптика и СТО (41 ч.); квантовая физика (32 ч.); практикум (12 ч.); 11 кл. Астрономия (34 ч.)
Что такое «базовый курс»? «До последнего времени первая ступень курса физики (7-8 классы) играла в основном роль базы для последующих систематических курсов физики (9-11 классы) и астрономии (11 класс). Теперь ситуация коренным образом меняется. 10-11 классы будут работать в условиях профильной дифференциации … В этих условиях курс физики и астрономии в 7-9 классах приобретает новое значение. Он становится базовым курсом, призванным обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и ее применений для всех учащихся независимо от их будущей профессии». (Ю.И. Дик, А.А. Пинский, 1998) Систематический (базовый) курс физики строится на фундаменте аксиоматики Галилея и Ньютона.
Программа Е.М. Гутник, А.В. Перышкин 7 кл. Строение вещества (5 ч.); взаимодействие тел (21 ч.); давление т.т., ж., г (23 ч.); работа, мощность, энергия (13 ч.) 8 кл. Тепловые явления и изменение агр. сост. вещества (23 ч.); электр. и эл/магн. явления (34 ч.), свет.явл.(9 ч.) 9 кл. Законы механики (26 ч.); мех. колеб. и волны (10 ч.); электромагн. поле (17 ч.), атом и ядро (11 ч.)
Программа А.В. Грачев и др. 7 кл. Механ. явления. Законы Ньютона (59 ч.) 8 кл. Строение вещества и тепловые явления (33 ч.); электромагнитные явления (30 ч.) 9 кл. Механ. явления, законы Ньютона (30 ч.); электромагнитные колебания и волны (8 ч.); оптические явления (12 ч.); квантовые явления (12 ч.) 10 кл. Механика (20 ч.); молекулярная физика и термодинамика (20 ч.), электродинамика (20 ч.) 11 кл. Мех. колеб. и волны (14 ч.); электродинамика (19 ч.); оптика (14 ч.); физика микромира и астрофизика (10 ч.)
Программа В.Г. Разумовского и др. 7 кл. Сила, момент силы, масса, центр тяжести (16 ч.); давл.в ж.и г. (13 ч.); мех. движение (13 ч.); взаимодействие (16 ч.); закон сохр. импульса (7 ч.) 8 кл. Закон сохр. мех. энергии (10 ч.); мех. колеб. и волны (10 ч.); тепловые явления (12 ч.); молек.ф. и фазовые переходы (15 ч.); электростатика и пост.ток (18 ч.) 9 кл. Электромагнетизм (25 ч.); лучевая оптика (13 ч.); физическая оптика (10 ч.); атом и ядро (18 ч.)
Программа А.Е. Гуревича 5-6 кл Физика и химия. Тело и вещество (22 ч.); взаимодействие тел, в т.ч. гравитационные, электрические и магнитные (26 ч.); механические, тепловые, электромагнитные, световые, химические (45 ч.); человек и природа, в т.ч. элементы астрономии, географии, механики, техники, экологии (33 ч.) 7 кл. Основы молекулярной теории и термодинамики МКТ (57 ч.), атом и ядро ( 6 ч.) 8 кл. Электродинамика (48 ч.); геом. оптика (19 ч.) 9 кл. Механика
Программа Н.С. Пурышевой и Н.Е. Важеевской 7 кл. Механические явления и звук (44 ч.); световые явления (16 ч.); 8 кл. Элементы молекулярной физики и термодинамики (45 ч.); электрические явления и ток (23 ч.) 9 кл. Законы механики, колеб. и волны (30 ч.); электромагнитные явления, колеб. и волны (19 ч.); элементы квантовой физики (9 ч.); Вселенная (8 ч.)
Программа Н.М. Шахмаева и А.В. Бунчука 7 кл. Первоначальные сведения о свете, звуке, строении вещества. Физические величины. Тепловые явления. Тепловые двигатели. 8 кл. Электрические заряды и поле. Электрический ток и его законы, ток в средах. Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Электромагнитные волны. Атом. 9 кл. Механическое движение. Кинематика (прямолинейное движение и движение по окружности). Законы движения, силы в механике. Закон сохранения импульса и энергии. Гидро- и аэростатика. Механические колебания и волны.
Программа Г.Н. Степановой 5 кл. Измерения (22 ч.); световые явления (37 ч.); звуковые явления (9 ч.) 6 кл. Тепловые явления и агрегатные превращения (27 ч.); электр.и электромагнитные явления (38 ч.) 7 кл. Механические явления (62 ч.): основы кинематики и динамики, законы сохранения, простые механизмы, гидро- и аэростатика 8 кл. Тепловые явления (50 ч.): МКТ, термодинамика, идеальный газ, квантовые явления); постоянный ток (18 ч.) 9 кл. Электромагнитные явления (27 ч.): электро- и магнитостатика; колеб. и волны (22 ч.); световые явления (19 ч.)
Программа А.А. Фадеевой и др. 7 кл. Молекулярная физика и термодинамика; практикум по решению задач (8 ч.) 8 кл. Кинематика, динамика, законы сохранения, равновесие тел, механические колебания и волны; практикум по решению задач (10 ч.) 9 кл. Электростатика, постоянный электрический ток, электромагнетизм; атом и ядро (8 ч.); практикум по решению задач (8 ч.)
6 кл. Физический эксперимент (34 ч.); силовой и энергетический способы описания явлений (34 ч.) 7 кл. Основы молекулярной физики (32 ч.); элементы термодинамики, агрегатные состояния и превращения (38 ч.) 8 кл. Элементы механики (24 ч.); гравитационное, электрическое, магнитное поля (44 ч.) 9 кл. Электродинамика (24 ч.); механика (24 ч.); строение вещества (20 ч.) Программа В.А.Львовского и др. (до 2009 г.)
Первая ступень (1 - 7 классы) – введение в естествознание и физику: центральный вопрос «КАК?». Прообраз экспериментальной физики Вторая ступень (7 – 9 классы) – базовый курс физики: центральный вопрос «ПОЧЕМУ?». Прообраз теоретической физики Теоретический подход к построению ступеней
Уравнение теплового баланса молекулярная теория Законы Кулона (эл.заряды, магниты) и всемирного тяготения полевые представления Силы трения, упругости электромагнитная природа Примеры эклектической смеси «ЭФ» и «ТФ»
Всякое понятие должно появляться в обучении, по меньшей мере, дважды: Сперва как средство управления реальными ситуациями, явлениями (построение практики); Затем как средство объяснения (построение теории). Важно: это две разные линии, два разных способа порождения знания Гипотеза о содержании обучения подростков
Вихри или радиусы? Научность, системность, систематичность требуют линейного построение курсов Доступность, возрастосообразность, сознательность, активность и т.д. требуют отхода от линейного построения Это реальное противостояние культуры и индивида, реальное противоречие, которое неразрешимо в рамках старой дидактической модели: научность и доступность вступают в бой! Разрешение этого противоречия лежит в плоскости построения новой дидактики, в которой иначе понимается научность и доступность
3. Содержание курса физики
«Каждый учебный предмет – это своеобразная проекция той или иной «высокой» формы общественного сознания (науки, искусства, нравственности, права) в плоскость усвоения. Такое проецирование имеет свои закономерности, определяемые целями образования, особенностями самого процесса усвоения, характером и возможностями психического развития школьников и другими факторами». В.В. Давыдов (В.В. Давыдов, Теория развивающего обучения, М, ИНТОР, 1996, с. 275) Учебный предмет
Фундаментальность, методологичность по отношению к другим наукам и практикам Междисциплинарность, связь с историей развития философии, наук, техник, технологий Собственная богатая история с эволюционными и революционными переходами Что надо учитывать при «проецировании»?
1. Преднаука – «реальные миры»: схематизация и моделирование наличной практики. Развитая наука – «возможные миры»: 2. классическая («объективная»), 3. неклассическая («деятельностная»), 4. постнеклассическая («субъективная»). 4 этапа развития физики – один предмет?
Ступени научного образования (по С.И. Гессену) Эпизодический курс (вводный, предварительный, пропедевтический): отправная точка – окружающая ребенка среда, которая с научной точки зрения эпизодична (система только просматривается, просвечивает). Систематический курс: в отличие от старого школьного курса (конца XIX в.) краткий, очищенный от нагромождений; вносит систему, заполняя пробелы эпизодов (научный метод только просвечивает). Научный курс: самостоятельная исследовательская работа.
Ступенчатое или концентрическое построение Отказ от линейного построения курса Преемственность с начальной школой Курс природоведения (5 класс) Введение в физику (6 класс) Базовый курс (7-8 классы) Обобщающий курс (9-11 классы) Профильные курсы (9-11 классы)
«Эпизодический», вводный, описательно-технологический/ Античная физика «Систематический», базовый, монистический / Физика Нового времени «Научный», культурно-исторический, дуалистический / Физика XX века Три возраста – три учебных предмета Младший подросток / 5 – 7 классы Подросток / 7 – 9 классы Юноша / 9 – 11(12) классы
5 – 7 классы: «эпизодический», вводный описательно-технологический курс («гипотез о сущности не измышляем»). В истории: этап преднауки, схематизация и моделирование наличной практики, Античная физика (Архимед). 7 – 10 классы: «систематический», базовый, монистический курс. В истории: этап классической физики Нового времени (Ньютон, Максвелл). Молекулярная физика и физика поля. 10 – 11 классы: «научный» культурно-исторический, дуалистический курс. В истории: неклассическая физика XX века (Эйнштейн, Планк). Корпускулярно-волновой дуализм, детерминизм и вероятность, классические и релятивистские теории. Три возраста Три этапа развития физики Три учебных предмета «физика»
Деятельностная пропедевтика с жестким учительским контролем// создание разнообразных ученических продуктов Базовый курс, построенный на принципах нелинейности и противоречивости// жесткая фиксация достижений в схемах, текстах, таблицах, шпаргалках Продвинутый курс, основанный на инициативном выборе траектории и с высоким уровнем самостоятельности на пересечениях// комментирование готовых источников Границы самостоятельности и инициативы
Структура курса физики в СЭД: три «витка спирали». Первый «виток» - пропедевтика: «Природоведение. 5 класс» и «Введение в физику. 6 класс». «Описательная» физика. Второй «виток спирали» - базовый курс, который, которые посвящены двум центральным вопросам физики: «Из чего построен мир?» (структурная физика, 7 класс) и «На чем мир держится?» (физика взаимодействий, 8 класс. «Объяснительная» физика. Третий «виток» - обобщающий курс “Физические картины мира” (9-11 классы). «Понимающая» физика.
Деятельностная пропедевтика с жестким учительским контролем Продолжает линию младшего возраста на выделение в текучести природного мира устойчивых форм, структур и их закономерных трансформаций Не закладывает систему, не исходит из аксиом, а обращается к опыту ученика, в т.ч. полученному в предшествующем обучении, структурирует и преобразует его. Но: система просвечивает через эпизод, «интуиция системы» Порождение и фиксация опережающих вопросов «почему так»? Создание разнообразных ученических продуктов «Эпизодический» курс: описание и управление Установка на поиск экспериментальных опровержений; прагматическая мотивация прогнозирования и управления
«Методология»: схематизация физического опыта (различение «видимого» и «мыслимого», дискредитация фокуса, введение функции двух переменных, семейства функций и параметра, «нулевого» преобразования) «Математика»: 1) зависимости; таблица, формула, график как средство управления; 2) прямая и обратная пропорциональность + косвенные измерения; введение понятий: относительного (плотность) и мультипликативного (момент); «Физика»: 1) различение массы и веса = введение силового («стрелочного») способа описания, 2) различение силы и работы = введение энергетического («площадного») способа описания Цели и содержание «эпизодического» курса
Базовый курс, построенный на принципах нелинейности и противоречивости Материалом связан с предшествующим ему эпизодическим курсом, но противостоит ему по способу происхождения знания (преодолевает описание через априорные модельные конструкции) Построение теорий через квазиисторическую реконструкцию процесса развития научных понятий Через монистический и детерминированный мир начинает просвечивать дуализм и стохастичность Фиксация достижений в схемах, текстах, таблицах, шпаргалках «Систематический» курс: объяснение Установка на поиск теоретических опровержений; учебно-познавательная мотивация построения теории; поиск границ применимости теории
Продвинутый курс, основанный на инициативном выборе траектории и высоким уровнем самостоятельности на пересечениях Построение картин «возможных миров» из интенции базового курса превращается в непосредственную задачу Работа с дуалистическими концепциями в двух направлениях: культурно-историческая реконструкция и пробное пространство приложений Комментирование готовых источников «Научный» курс: эволюция Установка на «микроскопно-телескопное» рассмотрение
4. Учебно-методическое обеспечение
Вопрос не в том, нужны бумажные ресурсы или можно обойтись цифровыми. Вопрос в том, нужно ли специальным образом строить действия учеников по отношению к используемым учебным пособиям, какова их преобразовательная деятельность по отношению к ним? Надо ли закладывать эволюцию учебных и методических средств. Учебник (хоть цифровой, хоть бумажный) должен быть одинаковым и в 1 и в 10 классе? Какими средствами выращивать самостоятельность, инициативность, ответственность? Как эти ростки должны менять структуру, содержание, форму УМК при переходе из класса в класс? Можно ли допускать такую какофонию предметов в основной школе? Какие у нас основания полагать, что гармония возникнет сама собой? Эволюция учебно-методических средств
Убрали разбивку по годам обучения, включили старшую школу (пока на старом содержании классической физики). Развели функционал по разным типам учебных пособий. Рабочая тетрадь (РТ) - лишь материал, почти вся логика в методическом пособии (МП). На основе РТ создаются разные детские продукты и главный – фрагмент УП Учебное пособие (УП) с нелинейной логикой – путеводитель по построению физических теорий, средство проблематизации и организации УДе. В МП описаны разные маршруты. На основе УП оформляется фрагмент справочника (СП). СП нацелено на воссоздание логики уже изученных теорий, систематизацию (работа со схемами, шпаргалками и алгоритмами). МП показывает как организовывать тренинги. Если в УП есть логика порождения, но нет итогов, выводов, то в СП нет логики порождения, зато он изобилует готовыми схемами, таблицами и т.п. Новый УМК по физике (1)
Каждому курсу – свою главную книгу. «Эпизодический» - РТ; «Систематический» - УП; «Научный» - СП. Эволюция учебных средств: от создаваемых самостоятельно (на основе РТ создаются фрагменты УП) к допускающим соавторство и требующих преобразования (маршрутизация УП, создание фрагментов СП) далее – к использованию готовых (работа с СП) Эволюция МП: деятельностная пропедевтика – обучение психологии; теоретический базовый курс – обучение физике; завершающий обобщающий курс – обучение техникам. Один из важных принципов – незавершенность, провокация соавторства. Новый УМК должен быть «народный», иметь возможность расширяться. Автор должен сделать каркас, все настолько живо, в интернете масса новых материалов и переписывать каждый раз бессмысленно. Новый УМК по физике (2)
Учебник и учебный процесс За последнее столетие классический учебник изменился очень мало; технологии не трогали содержание и формы предъявления Были попытки идти от изменения содержания, но в конечном счете побеждала старая форма учебника и содержание становилось более традиционным Достаточно ли инноваций на уровне образовательного учреждения (работа с библиотеками учебных материалов) или авторские коллективы должны строить принципиально новые комплекты?
Эволюция учебных средств Рабочая тетрадь Сб. задач и упраж. Справочник Учебное пособие
Распределение учебного материала по классам 5-6 классы 7 класс 8 класс 9-11 классы Рабочая тетрадь 70% 15% 10% 5% Учебное пособие 10% 50% 35% 5% Задачник 10% 20% 30% 40% Справоч-ник 10% 15% 25% 50%
Тенденции www.n-bio.ru
Демонстрации Контрольно-оценочная самостоятельность (обратимость) Выделение двух зон: эксперимента и моделирования Задача управления (моделирование в разных планах)
Игры, тренажеры Отработка математических умений в применении к физическим задачам Поиск способов самопроверки Установка на приближенное, вероятностное, оценочное суждение
Практикумы Обработка фото- и видеоизображений Построение и использование измерительных приборов Сложная проектная задача Проверка и изучение закономерностей Выход на новое понятие Установка на поиск границ применимости
Координация с математикой Поисковый запрос: «межпредметные физико-математические модули» в Единой коллекции цифровых ресурсов Игровая ситуация – пространство пробы и поиска. Лаборатории – пространство обучения.
Простые ЦОРы Материал для организации групповой и индивидуальной работы по созданию детских «продуктов»: тексты, статические и динамические изображения (минимальная интерактивность)
Координация с информатикой Материал для организации групповой и индивидуальной работы по созданию детских «продуктов»: тексты, статические и динамические изображения (минимальная интерактивность)
Самостоятельное (автономное) действие, установка на самообразование, выбор собственной образовательной траектории, инициативность Работа в группе, соорганизация, коммуникация «по делу», управление Работа в проблемном поле, способность держать «напряжение противоречия» Умение видеть и понимать другие точки зрения, «толерантность», критичность Цели образования
Учебник и учебный процесс За последнее столетие классический учебник изменился очень мало; технологии не трогали содержание и формы предъявления Были попытки идти от изменения содержания, но в конечном счете побеждала старая форма учебника и содержание становилось более традиционным Достаточно ли инноваций на уровне образовательного учреждения (работа с библиотеками учебных материалов) или авторские коллективы должны строить принципиально новые комплекты?
Тенденции www.n-bio.ru
Нужны ли бумажные ресурсы или достаточно цифровых? Этот вопрос формален (можно распечатать цифровые ресурсы) и можно было бы его опустить, если бы не одно но… За ним скрывается вопрос о степени самостоятельности учителя и ученика (нужен ли путеводитель, карта, инструкция и какова требуемая степень подробности?) За этим вопросом тянется вопрос о профессиональных позициях и о содержании обучения (нужно ли брать понятийный уровень?) Можно ли его решать одинаково для всех учебных дисциплин и для всех возрастов?
Бумажные носители Главной книгой выступает методическое пособие: как строить проблемную ситуацию, как организовать поиск, как фиксировать и обсуждать результаты. Учебное пособие занимается ориентировкой в предмете и играет роль путеводителя по различным физическим проблемам и по средствам их разрешения. Рабочая тетрадь это пространство собственных проб ребенка. В тетради фиксируются основные открытия детей в форме схем и моделей, ход общеклассного продвижения в учебном предмете, а также результаты самостоятельного поиска.
Исследовательские лаборатории Возможное, невозможное и действительное. Видимое и мыслимое Работа с чужой точкой зрения Поиск характерных заданий (позиционное видение) Установка на поиск обоснований (опровержений)
Демонстрации Контрольно-оценочная самостоятельность (обратимость) Выделение двух зон: эксперимента и моделирования Задача управления (моделирование в разных планах)
Игры, тренажеры Отработка математических умений в применении к физическим задачам Поиск способов самопроверки Установка на приближенное, вероятностное, оценочное суждение
Практикумы Обработка фото- и видеоизображений Построение и использование измерительных приборов Сложная проектная задача Проверка и изучение закономерностей Выход на новое понятие Установка на поиск границ применимости
Координация с математикой Поисковый запрос: «межпредметные физико-математические модули» в Единой коллекции цифровых ресурсов Игровая ситуация – пространство пробы и поиска. Лаборатории – пространство обучения.
Простые ЦОРы Материал для организации групповой и индивидуальной работы по созданию детских «продуктов»: тексты, статические и динамические изображения (минимальная интерактивность)
Координация с информатикой Материал для организации групповой и индивидуальной работы по созданию детских «продуктов»: тексты, статические и динамические изображения (минимальная интерактивность)
5. Механизмы внедрения
КЛУБ ФИЗИКОВ Создан в 1999 году в связи с проблемой перехода образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в основную школу. Окружающий мир. 1-4 класс Природоведение. 5 класс Введение в физику. 6 класс Физика. 7-9 классы 2500 учащихся ∙ 35 школ ∙ 25 регионов РФ
География эксперимента
Статистика эксперимента Уч. год Кол-во школ Кол-во уч-ся 2000-2001 9 250 2001-2002 22 980 2002-2003 30 1615 2003-2004 35 2115 2004-2005 33 2410 2005-2006 31 2190 2006-2007 36 2375 2007-2008 32 1950 2008-2009 26 1700 2009-2010 35 2362
1998-99. Подготовительный этап: пробные эксперименты в московских школах №№91, 1277. 1998. Семинар проф. Б.Д. Эльконина «На базе 91-ой школы» 1999. Создание Клуба физиков 2000 - 2004. Первый этап эксперимента: определены основные положения концепции развивающего обучения в основной школе, разработано содержание и методика концентрированного обучения физике в 6 – 9 классах. На этом этапе эксперимент шел под тщательным авторским надзором сначала в базовых московских школам, затем (с запаздыванием на месяц) разработанные материалы апробировались в остальных школах. Начало и первый этап эксперимента: 1998 - 2004
Был разработан комплект учебников-тетрадей из 13 частей, который использовался на уроках и в домашней работе. На их основе ученики создавали собственных учебники в бумажном формате. Комплект позволил школам двигаться более самостоятельно и инициативно, получая через Интернет консультативную помощь со стороны авторского коллектива. Второй этап эксперимента: 2002-2006
Были разработаны и апробированы учебные пособия, в которых курс физики получил четкое разделение на три ступени: вводный (6 класс), базовый (7 8 классы), обобщающий (9 класс). Эти пособия соединяли в себе разные типы учебных материалов (листы для работы в классе и для самостоятельной работы, элементы диалогического учебника, справочные материалы и т.п.), которые могли быть положены в основу создания общеклассных продуктов (учебников, справочников, «решебников») – преимущественно в цифровом формате. Третий этап эксперимента: 2005 - 2009
Учебные пособия для 6 класса: 1. Физический эксперимент. Механические явления. 2005 2008; 2. Тепловые и световые явления. 2005 2008 3. Электрические и магнитные явления 2006 2008. Учебные пособия для 7 класса: 1. Молекулярная физика 2006 2008; 2. Термодинамика 2006 2008; 3. Агрегатные состояния и превращения 2007 2008. Учебные пособия для 8 класса: 1. Поле: энергия и движение 2007 2008; 2. Поле: сила и движение 2007 2008; 3. Поле и вещество 2008. Учебные пособия для 9 класса: 1. Электродинамика 2008; 2. Механика 2008; 3. Строение вещества 2008. УМК по физике для 6-9 классов системы Эльконина - Давыдова
2007-8 гг. Разработка Инновационного учебно-методического комплекса «Физика в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова» для 7-9 классов 2007-8 г. Семинар проф. Б.Д. Эльконина на базе 91-ой школы «Проблемы моделирования в развивающем обучении» Оформление УМК по физике для системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (программа, методическое пособие, рабочая тетрадь для 6 класса, учебные пособия для 7-8 классов, справочное руководство для 9 класса, сборник задач и упражнений для 7-9 классов, диск с цифровыми ресурсами, сайт поддержки курса физики) Расширение работы Клуба физиков и новые экспериментальные исследования (координация предметов, компактные модули и т.п.) Четвертый этап эксперимента: 2007 - 2009
Инновационный учебно-методический комплекс. М., «ЗАО 1С», 2008 Учебное пособие для 7, 8, 9 классов. Рабочая тетрадь для 7, 8, 9 классов. Методическое пособие для учителя. Диск «1С: Школа» Физика в системе Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова. 7 9 класс.
Все эти годы эксперимент шел в «закрытом» варианте, т.е. учебные пособия и методические разработки получали только школы, входящие в Экспериментальную площадку МАРО. В 2009 году мы вышли на широкую апробацию, выходим за пределы системы Эльконина – Давыдова. Участие в разработке новых ФГОС (группа «Эврика») Основная задача – создание Народного Курса Физики с переходом на новое поколение стандартов Издание Самоучителя по физике: Рабочая тетрадь – 2009 год Учебное пособие – 2010 год Справочное руководство – 2011 год Проектная тетрадь – 2011 год Сборник задач и упражнений – 2012 Пятый этап эксперимента: 2009 - 2012
6. Контакты
Адрес Клуба физиков: http://physclub.ru Горячая линия: 8-916-1569511