МОУ СОШ № 22 х.зайцева Курского района Ставропольского края«Проектно-исследовательская деятельность через интеграцию наук с физикой» Из опыта работыучителя физики и математики высшей квалификационной категорииПочетного работника общего образованияПобедителя ПНПО- 2008г Берюмовой Ольги Николаевны
ИНТЕГРАЦИЯ — (лат. Integratio- восстановление-восполнение) процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Главная цель: создание у школьника целостного представления об окружающем мире.Основная причина нежелания детей учить физику– основное внимание традиционно удеяется накоплению знаний, В современных условиях в школе –учащиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области.
Одно из основных направлений работы - взаимопроникновения научных знаний, сближения научных проблем физики с другими предметами школьных дисциплин создавать психологический комфорт для приобретения учащимися знаний;развивать общеучебные умения, повышать интерес к знаниям;развивать самостоятельность пользования научно-популярной литературой ; развивать логическое мышление, коммуникативные способности; вовлекать учителей – предметников в совместную работу; ·появляется возможность для самовыражения, самореализации и творчества не только ученика, но и учителя.
Группы интеграционной связи: 1. Содержательно-информационные – по видам знаний (научные, фактические, понятийные, теоретические, философские, идеологические).2. Операционно-деятельностные – по видам умений (познавательные, практические, ценностно-ориентационные).3. Организационно-методические – по способам реализации межпредметных связей (логические, ассоциативные, понятийные, концептуальные)._________________________________________ 1. Способ усвоения – репродуктивный, поисковый, творческий.2. Широта осуществления – внутрицикловые, межцикловые.3. Хронология реализации – преемственные, сопутствующие, перспективные.4. Способ установления – односторонние, двусторонние, многосторонние, прямые и обратные.5. Постоянство реализации – эпизодические, периодические, систематические.6. Форма “организации” - поурочные, тематические, сквозные, комплексные.
Физика + астрономия Всероссийская олимпиада «Созвездие»«Моё путешествие с друзьями в Космос»
Физика + экология «Экология дома в жизни человека»«Экологическое состояние реки Куры» «Экологическое состояние пойменного леса Кановского лесничества»
Физика + биология Насекомые вредители сельскохозяйственных культурИсследование качества молока Зрение
"Физика, биология, музыка" «ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ»Влияние звучания музыкальных инструментов на живые организмыВидео конференция «Звуки в жизни человека»
Физика + география "Дом, который построим мы" "Вздохи Земли" « Радуга»«Молния»«Землетресения»«Полярные сияния»
Физика + математика+экономика Экономический анализ к-за «Кановский»«Анализ уровня жизни односельчан»«Проблемы сельской занятости»«Национальные проекты на селе»«Село в цифрах»
Физика вокруг нас Новые открытия физикиПолупроводниковые приборыФизика на кухнеФизика в огороде и саду
Творческий проект ПроблемаНадо вырастить хороший урожайВопросЗнания из каких учебных предметов вам для этого понадобятся?БиологияГеографияТехнологияЭкология ХимияИсторияМатематикаЭкономика Физика
Работа над проектом Тема, её актуальность - насколько тема значимаНовизна Цель:Задачи«Поливалка из старой раскладушки»Содержание деятельности исследованияИзучитьИсследоватьПроанализироватьРассмотретьОбосноватьВыявитьРазработатьДоказатьАпробировать «Частный» предметУсловияПриёмыСредства МестоПричиныОсобенностиРольЗначение
Результат Видеоконференции Участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде по физике 27 человек 2 место в командном первенстве среди учащихся 1-5 классовБорода Иван -Лауреат среди учащихся 6-7 классов3 учащихся 11 класса победители и призёры Научно-технической конференции «Открытый мир. Шаг в науку» г. МоскваЛауреат Всероссийской олимпиады «Созвездие»Берюмова Ольга Николаевна участник форумов и лауреат научной школы «Eidos»-2007 г
2008-2009 уч.год Всероссийская дистанционная Интернет олимпиада по физике– 25 учащихсяПризёр – Фёдорова ВикторияЛауреат –Борода Иван1-е командное место (в возрастной группе 2-5 классы)Финал Балтийского инженерного конкурса Малая Академия наук – 2 учащихся« В науку первые шаги»-2 учащихся«Открытый мир. Старт в науку»-2 учащихсяВсероссийская Олимпиада Нанотехнологий