Тема: «Газовые законы. Уравнение Клапейрона, Клапейрона-Менделеева». 900igr.net
Цели урока: изучить газовые законы; научиться объяснять законы с молекулярной точки зрения; изображать графики процессов; продолжить обучение решать графические и аналитические задачи, используя уравнение состояния и газовые законы.
Что является объектом изучения МКТ? Что в МКТ называют идеальным газом? Для того чтобы описать состояние идеального газа используют три термодинамических параметра. Какие? Назовите микроскопические параметры идеального газа и макроскопические параметры. Как создаётся давление? Как термодинамический параметр давления связан с микроскопическими параметрами? Как объём связан с микроскопическими параметрами?
Изопроцессы в газах Процессы, протекающие при неизменном значении одного из параметров, называют изопроцессами. Рассмотрим следующие изопроцессы: Название процесса Изотермический процесс Изобарный процесс Изохорный процесс Постоянная величина T = const p = const V = const
Газовый закон –количественная зависимость между двумя термодинамическими параметрами газа при фиксированном значении третьего. Газовых закона, как и изопроцесса – три. Первый газовый закон был получен в 1662 году физиками Бойлем и Мариоттом, Уравнение состояния – в 1834 году Клапейроном, а более общая форма уравнения – в 1874 году Д.И.Менделеевым.
План изучения нового материала Определение процесса, история открытия Условия применения Формула и формулировка закона Графическое изображение Пример проявления
процесс изменения состояния термодинамической системы макроскопических тел при постоянной температуре. Условия выполнения: Т – const, m – const, хим. состав – const. Р1 V1 = Р2 V2 или РV=соnst (закон Бойля – Мариотта). Изотермический процесс - Р. Бойль 1662 Э. Мариотт 1676 Если T = const, то при V↓ p↑, и наоборот V↑ p↓ изотермы Т2 Т1 Т2 > Т1
Закон Бойля-Мариотта справедлив для любых газов, а так же и для их смесей, например, для воздуха. Пример проявления: А) сжатие воздуха компрессором Б) расширение газа под поршнем насоса при откачивании газа из сосуда.
Применение закона Бойля-Мариотта Газовые законы активно работают не только в технике, но и в живой природе, широко применяются в медицине. Закон Бойля-Мариотта начинает «работать на человека» (как, впрочем, и на любое млекопитающее) с момента его рождения, с первого самостоятельного вздоха.
При дыхании межреберные мышцы и диафрагма периодически изменяют объем грудной клетки. Когда грудная клетка расширяется, давление воздуха в легких падает ниже атмосферного, т.е. «срабатывает» изотермический закон (pV=const), и в следствие образовавшегося перепада давлений происходит вдох. Применение закона Бойля-Мариотта
Применение закона Бойля-Мариотта Другими словами воздух идет из окружающей среды в легкие самотеком до тех пор, пока величины давления в легких и в окружающей среде не выровняются. Выдох происходит аналогично: вследствие уменьшения объема легких давление воздуха в них становится больше, чем внешнее атмосферное, и за счет обратного перепада давлений он переходит наружу.
процесс изменения состояния термодинамической системы макроскопических тел при постоянном давлении. Условия выполнения Р – const, m – const, хим. состав – const V1 / T1 = V2 / T2 . V/Т = const (закон Гей-Люссака). Изобарный процесс - Ж. Гей-Люссак 1802 Если р = const, то при Т↓ V↓, и наоборот T↑ V↑ изобары р2 р1 р2 < р1
Пример проявления Расширение газа в цилиндре с подвижным поршнем при нагревании цилиндра
процесс изменения состояния термодинамической системы макроскопических тел при постоянном объеме. Условия выполнения: V – const, m – const, хим. состав – const. p/Т = const или P1 / T1 = P2 / T2 (закон Шарля). Изохорный процесс - Ж. Шарль 1787 Если V = const, то при Т↓ p↓, и наоборот T↑ p↑ Изохоры V2 V1 V2 < V1 р↑
Пример проявления Нагревание газа любой закрытой емкости, например в электрической лампочке при ее включении.
1834г. Французский физик Клапейрон, работавший длительное время в Петербурге, вывел уравнение состояния идеального газа при постоянной массе газа ( m=const). Р= n0 к T – основное уравнение М.К.Т., так как n0 – число молекул в единице объема газа n0 = N/V N - общее число молекул т.к. m=const, N - остается неизменным (N= const) P= NкT/V или PV/T = Nⱪ где Nк - постоянное число, то PV/T = const P1V1 / T1 = P2V2 / T2 - уравнение Клапейрона
Если взять произвольную массу газа m при любых условиях, то уравнение Клапейрона примет вид: PV = m/M·RT- уравнение Клапейрона-Менделеева Это уравнение в отличии от предыдущих газовых законов связывает параметры одного состояния. Оно применяется, когда в процессе перехода газа из одного состояния в другое меняется масса газа.
Особенность газообразного состояния 1. В свойствах газов: - Управление давлением газа - Большая сжимаемость - Зависимость p и V от Т 2. Использование свойств газов в технике.
Использование свойств газов в технике Газы в технике, применяются главным образом в качестве топлива; сырья для химической промышленности: химических агентов при сварке, газовой химико-термической обработке металлов, создании инертной или специальной атмосферы, в некоторых биохимических процессах. Газы также применяют в качестве амортизаторов (в шинах), рабочих тел в двигателях (тепловых на сжатом газе), двигателях внутреннего сгорания.
Использование свойств газов в технике В огнестрельном оружии для выталкивания пули из ствола. В качестве теплоносителей; рабочего тела для выполнения механической работы (реактивные двигатели и снаряды, газовые турбины, парогазовые установки, пневмотранспорт и др.), физической среды для газового разряда (в газоразрядных трубках и др. приборах). В технике используется свыше 30 различных газов.
Обобщение PV = m/M·RT P1V1 = P2V2 V = const T = const P = const
(Название процесса) Какие величины сохраняются Как изменяются остальные величины
(Название процесса) Какие величины сохраняются Как изменяются остальные величины
(Название процесса) Какие величины сохраняются Как изменяются остальные величины
Ответы 1 –вар Ответы 2 -вар V –ув, T 2 T=const T – ув P- ув T P=const 1 P V-ум 2 1 P Р 2 V 1 2 1 V V
Домашнее задание Жданов: § 4.3 – 4.6 § 5.1 – 5.10 Дмитриева: § 12 – 16 Гладкова «Сборник задач» № 3.18, 3.43
Поведение итога урока 1. Мне было интересно____________ 2. Мне было легко________________ 3. Мне было трудно_______________ 4. Я узнал много нового____________