Подходы к диагностике учебных достижений по физике в рамках требований ФГОС Демидова М.Ю. [email protected] Логинова О.Б. 900igr.net
Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Ожидаемые результаты деятельности системы образования Организационные и педагогические условия деятель- ности системы образования Требования к условиям ре- ализации ООП Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ФГОС: три системы требований
* …включают: Приобретение знаний Решение проблем и инновационность Использование ИКТ для обучения Коммуникация Сотрудничество Самостоятельное планирование своей работы учащимися, мониторинг индиви- дуального прогресса в учении Навыки 21го века …классы задач: Освоение системы знаний Приобретение и интеграция знаний Решение творческих и поисковых проблем Использование ИКТ для обучения Коммуникация Сотрудничество Самоорганизация и саморегуляция Личностный смысл учения и рефлексия Ценностно-смысловые установки Россия: ФГОС Технологии Личностно-центрированное обучение Создание учебных ситуаций Дифференциция требований, Индивидуализация обучения Интеграция содержания Интеграция ИКТ в учебный процесс ИКТ – инструмент деятельности Расширение границ учебного процесса Круг задач, устанавливаемых требованиями ФГОС
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы является достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. При итоговом оценивании должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. ФГОС.
* “ЗНАНИЕВАЯ” “ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ” Основа кодификатора Предмет оценки Обязательный минимум (ОМ) Планируемые результаты (ПР) Освоение всех элементов ОМ Способность к реше-нию учебных задач Основные функции Контроль за освоением ОМ Обратная связь: основной акцент – преимущественно отсроченная коррекция учебников, методик Ориентация учебного процесса Обратная связь: основной акцент – текущая коррекция процесса учения каждого Контроль за достижением ПР Система оценки: переход от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме
ФГОС. Физика Стандарт второго поколения Примерная программа и тематическое планиро-вание. Планируемые результаты освоения образовательной программы. Система заданий для оценки планируемых результатов. Подробное описание содержания с указанием учебной нагрузки. Операционализация планируемых результатов (определение перечня умений, формируемых предметным содержанием). Задания разного уровня для одного умения
Два блока: Выпускник научится Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность. Задания базового и повышенного уровня. Единственное основание для перехода на следующую ступень обучения - выполнение учащимися заданий базового уровня. Выпускник получит возможность научиться Невыполнение учащимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. Планируемые результаты
* Внешняя оценка: государственные службы аккредитация ОУ аттестация кадров мониторинг системы образования итоговые работы + защита проекта итоговая оценка + накопленная оценка Необходимые дополнительные данные/исслед. ГИА + Итоговая оценка
Оценка достижения предметных результатов Индивидуальная оценка обучающихся ВШК, аккредитация, итоговая оценка Оценивается блок «Выпускник научится» Задания базового и повышенного уровней сложности ГИА (аттестация + отбор в профильные классы) – добавляются задания высокого уровня сложности Оценка качества образования в группе ОУ Мониторинговые исследования на муниципальном, региональном, федеральном уровне Оцениваются блоки «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» Задания базового, повышенного и высокого уровней сложности *
Овладение методологическими знаниями и формирование экспериментальных умений. Описание физических явлений и процессов с использованием понятийного аппарата школьного курса физики (величины, законы, модели, понятия). Применение изученных физических величин и законов для объяснения физических явлений и решения задач. Овладение общеучебными умениями (познавательные, коммуникативные, регулятивные). Физика. Основные группы планируемых результатов
Примеры заданий для итогового контроля Примеры тематических заданий. ПРИМЕР итоговой работы (не ГИА).
Достижение метапредметных результатов – освоение межпредметных понятий и овладение ОУУ (познавательные, коммуникативные и регулятивные). Виды диагностик. ОЦЕНКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ Грамотность чтения (изд-во «Просвещение»). Пример 1 Познавательные ОУУ : чтение, работа с информацией, общелогические умения, методологические умения . Пример 2 ОЦЕНКА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ Коммуникативные и регулятивные ОУУ – проектная деятельность. Пример 3 Диагностика метапредметных результатов
карта наблюдений лист планирова-ния и продвиже-ния по заданию презентация или иные материалы листы самооценки материалы целенаправ-ленных наблюдений рабочие материалы групп видеозапись результаты взаимооценки (голосование) Групповой проект Работа в группе: саморегуляция сотрудничество коммуникация использование ИКТ Итоговый индивидуаль-ный проект 2-3 урока Регулятивные и коммуникативные ОУУ: инструментарий
Основные показатели, выявляемые в рамках индивидуальной оценки и мониторинговых исследований * Успешность освоения учебной программы (в 100-балльной шкале) Достижение базового уровня (выполнение не менее 65% заданий базового уровня) Уровень достижений (исходя из % выполнения заданий базового и повышенного уровня): недостаточный, пониженный, базовый, повышенный, высокий Успешность развития - соотношение между освоением блока ПР «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»
* Спасибо за внимание!