Использование интегративной технологииразвивающего обучения в преподавании курса физики основной школы.
Интеграция (лат.Integratio – соединение) - процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов. Интегрированные уроки - это уроки изучения определенных тем на основе 2-3-х учебных предметов. Физика как учебный предмет должна способствовать формированию:- знаний об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах познания природы;- основ экологических знаний; ценности отношения к природе и человеку;- общеучебных, интеллектуальных и экспериментальных умений;- умений самостоятельно приобретать, пополнять и применять знания.
Цель интегративной технологии – формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающую интеграцию личности в национальную мировую культуру.Целевые ориентации: - воспитания у подрастающего поколения готовности к саморазвитию;- формирование мышления через обучение деятельности, умению адаптироваться внутри системы относительно принятых в ней норм, осознанно строить свою деятельность по достижению цели и оценивать собственную деятельность и её результаты;- формирование системы общечеловеческих ценностей и её проявлений в личностных качествах;- формирование картины мира адекватной современному уровню знаний и уровню современного образования.Дидактические принципы:- деятельность;- непрерывность;- целостность представлений о мире;- психологическая комфортность;- вариативность;- творчество.
Особенность интегративной технологии состоит в том, что она позволит:- формировать в представлении школьников целостность картины мира с его единством и многообразием свойств живой и неживой природы;- показать единство законов природы, применимость законов физики к небесным телам и их системам, живым организмам;- рассмотреть различные уровни организации вещества (микроскопический, макроскопический, мегауровень);- рассмотреть не только область технических применений физики, но и связанные с этим экологические проблемы, как на Земле, так и в околоземном пространстве;- рассмотреть человека как физический объект (совершает перемещение, участвует в силовых взаимодействиях, подвергается воздействию физических полей разного рода), человека как сложную физическую систему (функционирование ее отдельных систем, взаимодействие с окружающей средой), человека как субъекта познания;
- показать влияние на живой организм факторов природной среды (изменение температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, естественного и искусственного облучения, газового состава атмосферы и др.);- обсудить социальные и экономические аспекты охраны окружающей среды;- позволит уделить большее внимание научному обоснованию необходимости формирования и закрепления гигиенических навыков и норм здорового образа жизни у подростков.Использование интегративного метода обусловлено рядом причин: - психо – физиологическими особенностями восприятия информации;- взаимопроникновением идей и методов различных наук;- обострением глобальных и региональных экологических проблем.Формы деятельности, позволяющие реализовать интегративную технологию в развивающем обучении: сообщения и доклады учащихся во время уроков, оформление творческих практических и теоретических работ, участие в уроках- конференциях, оформление газет и плакатов.
Урок. Восприятие света живыми организмами.Задача урока.Образовательные: познакомить учащихся с некоторыми особенностями зрения животных, со значением зрения в жизни животных.Оборудование для демонстрации: коллекции «Представители отрядов насекомых».
Урок. Строение глаза. Зрение.Задачи урока.Образовательные: познакомить учащихся со строением глаза человека, назначением его составных частей; особенностями зрения человека; получить изображение с помощью оптической системы глаза.Оборудование для демонстрации: разборная модель глаза человека. таблица «Глаз. Зрение».
Урок. Цвета тел.Задачи урока.Образовательные: познакомить с причиной красочности окружающего мира, с цветом прозрачных и не прозрачных тел, с цветным зрением; развить умения при помощи цветов, световых эффектов воздействовать на окружающих, на условия жизни человека.Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, гармонии с окружающим миром красок, цветовой гаммы.Оборудование для демонстрации: набор различных светофильтров, тел разной окраски.Демонстрация: различных светофильтров.