Формирование основ научного мышления на уроках физики
Цели обучения Формирование предметных знаний и умений; Развитие интеллектуального потенциала учащихся (способность самостоятельно думать, принимать решение, аргументированно излагать материал); Развитие творческих способностей, которые лягут в основу научного мышления; Формирование ценностного отношения к процессу познания и к познаваемому содержанию.
Задачи Отход от репродуктивной деятельности; Создать условия для мыслительной деятельности учащихся; Указать пути поиска ответов на поставленные вопросы; Почувствовать необходимость добывать недостающие знания.
Предлагаемое нами решение В основу изучения материала мы закладываем именно деятельность учащегося (любой изложенный на уроке факт подкрепляется практической деятельностью учащегося) Развитие мышления (учащиеся самостоятельно ориентируются в учебном материале, видят сферу применения уже имеющихся знаний)
11 «А» класс. Учебник: Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Тема: «Механические колебания и волны» Это профильный физико-математический класс. Количество часов по программе в неделю – 6 ч . На эту тему выделяется 6 часов.
Были использованы следующие типы уроков. Урок ознакомления с новым материалом. Урок-практикум. (Лабораторная работа – формирование экспериментальных умений) Урок применения знаний и умений. Урок-практикум. (Практическая работа) Урок обобщения и систематизации знаний. Урок проверки и коррекции знаний и умений
Урок №1 Лекция-беседа. Цель урока: сформировать у учащихся представления о колебательном движении, изучить свойства и основные характеристики периодических колебаний. Метод обучения: - коммуникативный - проблемное изложение - познавательный – демонстрации, моделирование - преобразовательный – выполнение проблемного задания Этапы: Проводятся демонстрации. Даются необходимые формулировки. Создание проблемной ситуации. Решение проблемы.
Эвристическая беседа После того как были введены необходимые формулировки, определения, формулы Перед учащимися ставится вопрос? Влияет ли амплитуда колебаний на период? Учащиеся самостоятельно подходят к выводу закономерности, путем ответов на логически взаимосвязанные вопросы. Проводиться ряд запусков маятника с различными начальными углами отклонения.
Проведение исследования
Проведение исследования (c помощью лаборатории L-micro)
Представление данных: Графическое и таблица
Учащиеся заносятся результаты эксперимента в таблицу:
2. Учащиеся анализируют полученные результаты. Выявляется закономерность. Учащиеся под руководством учителя делают выводы. (при каких условиях формула справедлива, ставится акцент на необходимых понятиях, формулировках и т.д.).
Создание проблемной ситуации Учащиеся ищут ответ на вопрос: А выполняется ли предложенная формула? Формула анализируется учащимися. Учащиеся предлагают способ - как это можно доказать.
Решение проблемы3. Проводиться эксперимент. (Изучение зависимости периода свободных колебаний от длины нити). 4. Результаты заносятся в таблицу. 5. Для анализа делаются необходимые расчеты. + Это является отработкой решения задач по данной теме. 6. Учащиеся делают выводы.
Урок №2Урок-практикум. (Лабораторная работа) «Определение ускорение свободного падения при помощи нитяного маятника» Цель: Формирование экспериментальных умений учащихся. Работа проводиться фронтально. Форма работы групповая. Учащиеся проверяют на практике справедливость теоретических соотношений. Знакомятся с лабораторным оборудованием, учатся работать с датчиками.
Урок №3Цель урока: Выработка умений и навыков по применению полученных знаний. Проводится в форме лекции-беседы. Метод обучения: преобразовательный Этапы: проверка д/з. Обсуждение лабораторной работы самостоятельное выполнение заданий - решение задач обобщение и систематизация результатов выполнения задания определение возможных тем для исследования. выбор темы исследования учащимися.
Индивидуальные листы-задания для учащихся, разработанные с учетом способностей учащихся
Урок №4Урок-практикум. (Практическая работа- формирование конструктивных умений учащихся) Метод обучения: преобразовательный и систематизирующий Использование элементов технологии проектного обучения. Можно рассматривать как краткосрочный проект. Этапы: Формулировка целей и задач исследования Определение форм выражения итогов проектной деятельности Формирование групп Проведение исследования Первичная обработка результатов Домашнее задание
Учащиеся проходят следующие этапы исследовательской работыНаблюдение Выдвижение гипотезы Планирование эксперимента Проведение эксперимента Интерпретация полученных результатов
Появляются методологические умения, позволяющие: Оценить достоверность информации Найти ее место в системе знаний Выяснить общие принципы, лежащие в основе построения научных теорий
Урок №5Цель урока: Выделить наиболее общие и существенные закономерности процесса колебания, сделать выводы и обобщить полученные результаты. Проводится в форме – защиты мини-проекта. Метод обучения: систематизирующий Этапы: Заслушивание докладов о проделанной работе Демонстрация результатов экспериментов Предоставление отчета – бланка лабораторной работы - Обсуждение.
Результирующая таблица исследований
Урок №6. Цель: Определение уровня овладения знаниями и контроль по теме «Механические колебания» Проводится в форме – семинара. Метод обучения: преобразовательный, контрольный. Этапы: Разбор задач повышенной сложности с опорой на полученные знания Выполнение контрольной письменной работы Подведение итогов по изученной теме
Работы учащихся
Работы учащихся
Результаты
РезультатыИсключаются зачеты после уроков. Экономия времени при выполнении домашнего задания. Учащимися осуществляется осмысленная деятельность. Межпредметная интеграция. -информатика -математика
Перспективы Составление подобной разработки уроков по различным темам курса физики. Комплексное использование перечисленных технологии в непрофильных классах. Использование лаборатории «Архимед» на других предметах естественно-научного цикла.