Ломоносову 300 лет. Работу выполнила ученица 8 «б» класса Гурьянова Анастасия.
Содержание. -Детство Ломоносова. -Родители Ломоносова. -Первые годы обучения. -Путешествие в Москву. -Трудный путь в науку. -Славяно-греко-латинская академия. -Долгий путь к успеху. -Московская академия. -Ломоносов-профессор. -Профессорская деятельность. -Мозаика Ломоносова. -Развитие деятельности Ломоносова. -Литературная деятельность. -Труды Ломоносова в области языка. -Значение химии в жизни Ломоносова. -Физика. -Последние годы жизни. -Трагический конец………
Детство М.В.Ломоносова. Михайло Васильевич Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской, примыкавшей к деревне Денисовке на Курострове, в 80 километрах от Архангельска вверх по Северной Двине. Михайло был от рождения крепким и здоровым ребенком. Пребывание же на морском воздухе, постоянная физическая работа еще больше закалили его.
Родители Ломоносова. Отцом М.В.Ломоносова был Василий Дoрофеевич-зажиточный помор-рыбак и опытный полярный мореход. Он имел свое парусное судно «Чайка», на котором совершал ежегодные рейсы по Белому морю и по Ледовитому океану. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Из двух мачех Ломоносова вторая была «злая и завистливая».
Первые годы обучения. Рыбным промыслом Ломоносовы занимались только поздней весной, летом и ранней осенью, а на зиму оставались дома. Здесь, у местного крестьянина Ивана Афанасьевича Шубного, Михайло Ломоносов выучился читать и писать. На плане Куростровской волости, составленном в 1780 г., дом Шубных показан в непосредственной близости от дома Ломоносовых. Учитель был всего на семь лет старше своего ученика и, по-видимому, находился с ним в дружеских отношениях.. М. В. Ломоносов начал учиться читать и писать в 11 — 12 лет. А уже через два года он, к всеобщему удивлению, стал лучшим чтецом в приходской церкви.
Путешествие в Москву.
Новый период в жизни.
Славяно-греко-латинская академия. Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1685 г. при Заиконоспасском монастыре, сыграла большую роль в развитии русской культуры. Прохождение полного курса академии было рассчитано на тринадцать лет, а все обучение разделено на восемь классов. Обучение велось круглый год. Хотя Ломоносов умел читать и писать, знал основы арифметики, он был определен в самый низший класс, ибо основным предметом четырех младших классов являлся латинский язык, которого не знал и так стремился изучить девятнадцатилетний юноша.
Долгий путь…….. Поскольку Славяно-греко-латинская академия готовила служителей церкви, то в ней уделялось мало внимания изучению естественных наук, к которым в особенности тянулся М. В. Ломоносов. Поэтому ,в поисках более глубоких знаний по физике и философии он с разрешения ректора Спасских школ осенью 1733 г. уехал учиться в Киево-Могилянскую духовную академию. Однако Михаиле не удалось найти в Киеве ничего нового по сравнению с тем, что он изучал раньше, и в 1734 г. он вернулся в Московскую академию.
Ломоносов-профессор. Ломоносов, Виноградов и Рейзер — были отправлены за границу для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук. 3 ноября 1736 г. студенты прибыли в Марбург к Вольфу, а затем должны были обучаться металлургии у Генкеля во Фрейберге. 8 июня 1741 г., после почти пятилетнего пребывания за границей, Ломоносов прибыл в Россию. В апреле 1745 г. он подал рапорт о назначении его профессором химии. Конференция, рассмотрев рапорт Ломоносова 3 мая 1745 г., согласилась с тем, что он достойный кандидат на профессорское звание, и предложила ему написать и защитить диссертацию по металлургии. В июне диссертация “О светлости металлов” была готова.”. В июле 1745 г. Ломоносов стал профессором.
Профессорская деятельность.
Мозаика. Всего в мастерских М. В. Ломоносова было выложено около сорока мозаичных картин, из них найдена только 21. Судьба остальных картин неизвестна. За работы в области мозаичного искусства Болонская Академия наук (Италия) в 1764 г. избрала М. В. Ломоносова своим почетным членом. «Слава имени Вашего и до зде достигла», — писал секретарь Академии Ф. Цанотти. 12 марта того же года «Ученые Флорентийские Ведомости» поместили статью, в которой подробно была описана деятельность Ломоносова в области изготовления цветных стекол и составления мозаичных картин.
Развитие деятельности Ломоносова.
Литературная деятельность. :
Труды Ломоносова в области языка.
Значение химии в жизни Ломоносова.
Физика. Не менее ценными были исследования Ломоносова в области физики. Собственно физика и химия в опытах, в теоретических анализах ученого дополняли друг друга. В этом также сказывалось его новаторство как ученого, который не оставлял без внимания никакие стороны эксперимента. В итоге он стал родоначальником новой науки – физической химии. До наших дней дошел перечень того, что Михаил Васильевич Ломоносов сам считал наиболее важным среди своих результатов в области естественных наук. На втором месте в этом списке стоят исследования по физической химии и, в особенности, по теории растворов.
Отзывы о Ломоносове.
Трагический конец.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.