Тип урока: комбинированный Тип урока: комбинированный Форма проведения: частично-поисковый, словесно-наглядный. Цель урока: • обобщить и систематизировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела; • выяснить условия плавания тел, опираясь на понятия о выталкивающей силе и силе тяжести; • сформировать умения объяснять причины появления выталкивающей силы, производить расчет и измерение её опытным путём;
1. В какой воде и почему легче плавать: морской или речной? 1. В какой воде и почему легче плавать: морской или речной? 2. Первоклассник и десятиклассник нырнули в воду. Кого вода выталкивает сильнее? Почему? 3. Почему камень в воде легче поднимать, чем в воздухе? 4. Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в соленой. Почему? 6. К чашкам весов подвешены два одинаковых железных шарика (рис. 1). Нарушится ли равновесие, если шарики опустить в жидкости? 7. В сосуд погружены три железных шарика равных объемов (рис. 2). Одинаковы ли силы, выталкивающие шарики? (Плотность жидкости считать одинаковой) 8. В сосуде с водой (при комнатной температуре) плавает пробирка . Останется ли пробирка на такой же глубине, если воду слегка подогреть (охладить)? 9. Кусок мрамора весит столько, сколько весит медная гиря. Какое из этих тел легче удержать в воде? 10. Почему выталкивающая сила, действующая на одно и то же тело, в газах во много раз меньше, чем в жидкостях 11. В воду опущен медный кубик массой 10 г и тонкая медная пластинка массой 10 г. Одинакова ли выталкивающая сила в обоих случаях? 12. К чашкам весов подвешены две гири- фарфоровая и железная- равной массы. Нарушится ли равновесие весов, если гири опустить в сосуд с водой
А сейчас мы проверяем, А сейчас мы проверяем, Что умеем и что знаем! Следуй инструкции: 1. Нажми ПУСК 2. выбери mytest 3. Нажми ТЕСТ- ВЫБРАТЬ - Arhimed - открыть 4. ТЕСТ- НАЧАТЬ ответить на вопросы 5. ТЕСТ- закрыть
Архимед, величайший древнегреческий ученый, математик, физик, изобретатель, родился в 287 г. до н. э. в Сиракузах, на острове Сицилия. Он прославился многочисленными научными трудами, главным образом в области геометрии и механики. Последние три года жизни Архимеда Сиракузы были осаждены римскими войсками и флотом. По словам историков, Архимед для защиты города изобретал удивительные орудия и приспособле­ния, которые губили римлян и наводили на них суеверный страх. В 212 г. до н. э. Сиракузы были взяты. Римский военачаль­ник приказал не убивать Архимеда. Но Архимед был убит солдатом, не знавшим его в лицо. Рассказывают, что Архимед сидел, задумавшись над чертежом, сделанным на песке, и хотел остановить солдата, крикнув: «Не наступи на мои чертежи...» Архимед, величайший древнегреческий ученый, математик, физик, изобретатель, родился в 287 г. до н. э. в Сиракузах, на острове Сицилия. Он прославился многочисленными научными трудами, главным образом в области геометрии и механики. Последние три года жизни Архимеда Сиракузы были осаждены римскими войсками и флотом. По словам историков, Архимед для защиты города изобретал удивительные орудия и приспособле­ния, которые губили римлян и наводили на них суеверный страх. В 212 г. до н. э. Сиракузы были взяты. Римский военачаль­ник приказал не убивать Архимеда. Но Архимед был убит солдатом, не знавшим его в лицо. Рассказывают, что Архимед сидел, задумавшись над чертежом, сделанным на песке, и хотел остановить солдата, крикнув: «Не наступи на мои чертежи...»
«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». М. В. Ломоносов «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». М. В. Ломоносов
Fтяж.= Fарх. Fтяж.= Fарх. mтg = ржgVт рт = рж Тело плавает внутри.
Fтяж. > Fарх. Fтяж. > Fарх. mт g > ртgVт рт > рж Тело тонет.
- Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории и «переоткрыли» уже известный и открытый закон Архимеда. Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование. А теперь попробуем ответить на веселые вопросы Григория Остера из его книги «Физика»: - Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории и «переоткрыли» уже известный и открытый закон Архимеда. Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного творчества, показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование. А теперь попробуем ответить на веселые вопросы Григория Остера из его книги «Физика»: 1) Генерал нырнул в жидкость солдатиком и подвергся действию выталкивающих сил. Можно ли утверждать, что жидкость вытолкала генерала в шею? 2) Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 1000 кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой эти россказни? 3) Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается вплавь? 4) Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковородке?
МОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» МОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» Урок физики в 7 классе по теме «Плавание тел» Учитель: Мозговая Галина Васильевна