История сохранила циничные слова Лазаря Кагановича : "Вот так мы задерем подол всей Матушке-Росии"! История сохранила циничные слова Лазаря Кагановича : "Вот так мы задерем подол всей Матушке-Росии"!
Таким мог быть Дворец Советов. Таким мог быть Дворец Советов. Проект архитектора Б Иофанна.
Как возвратить золотой век , вернуть потерянный рай , как создать на земле царство Божие - этими вопросами задавались мыслители с глубокой древности , желая если не на практике, то хотя бы в воображении создать идеальную, упорядоченную модель человеческого общежития. Как возвратить золотой век , вернуть потерянный рай , как создать на земле царство Божие - этими вопросами задавались мыслители с глубокой древности , желая если не на практике, то хотя бы в воображении создать идеальную, упорядоченную модель человеческого общежития. Неудовлетворенность настоящим заставляет задавать вопрос: каким должно быть будущее, чтобы человек чувствовал себя счастливым, чтобы осуществил свои надежды, реализовал идеалы? Один из возможных, и ставший уже классическим, ответ на этот вопрос дал Н.Г.Чернышевский в ‘’ Четвертом сне Веры Павловны’’ из романа ’’ Что делать?’’
УТОПИЯ ( искусственное слово, состоящее из греческого отрицания «ОИ (не) и «топос» - «место», букв. «нигде не находящееся»; УТОПИЯ ( искусственное слово, состоящее из греческого отрицания «ОИ (не) и «топос» - «место», букв. «нигде не находящееся»; произведение, изображающее вымысел, несбыточную мечту. Утопией назвал свое произведение английский мыслитель Томас Мор (1478 -- 1535) , в которой, критикуя существующие социально – политические отношения, попытался нарисовать будущее общество равных, основой которого будет труд и коллективная собственность, то есть такое государство, « в котором хочется жить».
-активное воздействие на природу (изменение климата, повороты рек и т.д.) -детальная регламентация жизни, -изменение архитектуры: гигантомания, прямолинейность, отказ от традиций; -обязательность и (или) добровольность труда; -абсолютизация идеи равенства; -коллективизм, отказ от примата частной собственности и частной жизни, отсутствие традиционной семьи; -обязательность счастья в рамках предложенной модели.
Форма Утопии в ХХв. использовалась в разных целях. Наиболее интересны роман К.Чапека «Война с саламандрами», пьесы Б.Шоу, романы Г.Уэлса. Они противопоставлены как утопия со знаком «-» утопии со знаком «+» (Мор, Кампанелла, которые описывали кажущееся им идеальным общество). Утопия «-» , или «антиутопия», нацелена на то, чтобы вскрыть дефекты существующего социального строя. В антиутопии будущее, как правило, предстает в фантастически – гротескном виде. Форма Утопии в ХХв. использовалась в разных целях. Наиболее интересны роман К.Чапека «Война с саламандрами», пьесы Б.Шоу, романы Г.Уэлса. Они противопоставлены как утопия со знаком «-» утопии со знаком «+» (Мор, Кампанелла, которые описывали кажущееся им идеальным общество). Утопия «-» , или «антиутопия», нацелена на то, чтобы вскрыть дефекты существующего социального строя. В антиутопии будущее, как правило, предстает в фантастически – гротескном виде.
Не бойтесь сумы, не бойтесь тюрьмы, Не бойтесь сумы, не бойтесь тюрьмы, Не бойтесь мора и глада, А бойтесь единственно только того, Кто скажет – я знаю , как надо! А.Галич
Наблюдения Е. Замятина над тоталитарным обществом художественно воплотились в фантастическом романе-антиутопии «Мы» (1920г.). Наблюдения Е. Замятина над тоталитарным обществом художественно воплотились в фантастическом романе-антиутопии «Мы» (1920г.). Роман был задуман как пародия на утопию, написанную идеологами Пролеткульта А.Богдановым и А.Гастевым. Главная идея пролеткультовской утопии - провозглашение глобального переустройства мира на основе «уничтожения в человеке души и чувства любви».
Действие романа «Мы» происходит в Едином Государстве, изолированном от мира и возглавляемом Благодетелем. Главный герой – инженер Д-503, создатель сооружения, предназначенного для господства человека над космосом. Существование в Едином Государстве рационализировано, жители полностью лишены права на личную жизнь, любовь сводится к регулярному удовлетворению физиологической потребности. Попытка Д-503 полюбить женщину приводит его к предательству, а его возлюбленную к смерти. Действие романа «Мы» происходит в Едином Государстве, изолированном от мира и возглавляемом Благодетелем. Главный герой – инженер Д-503, создатель сооружения, предназначенного для господства человека над космосом. Существование в Едином Государстве рационализировано, жители полностью лишены права на личную жизнь, любовь сводится к регулярному удовлетворению физиологической потребности. Попытка Д-503 полюбить женщину приводит его к предательству, а его возлюбленную к смерти.
Роман «Мы» стал первым в череде европейских романов-антиутопий – «Прекрасный новый мир» О.Хаксли, «Звероферма» и «1984 « Дж. Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Р.Брэдбери и др. Роман «Мы» стал первым в череде европейских романов-антиутопий – «Прекрасный новый мир» О.Хаксли, «Звероферма» и «1984 « Дж. Оруэлла, «451 градус по Фаренгейту» Р.Брэдбери и др.
Замятин отправил рукопись «Мы» в берлинский филиал издательства Гржебина. В 1924 текст был переведен на английский язык и опубликован в Нью-Йорке. Несмотря на отсутствие публикаций в СССР, роман подвергся идеологическому разгрому советских критиков, читавших его в рукописи. Д.Фурманов увидел в «Мы» «злой памфлет-утопию о царстве коммунизма, где все подравнено, оскоплено». Другие критики посчитали, что Замятин готов встать на путь обывателя, брюзжащего на революцию. Замятин отправил рукопись «Мы» в берлинский филиал издательства Гржебина. В 1924 текст был переведен на английский язык и опубликован в Нью-Йорке. Несмотря на отсутствие публикаций в СССР, роман подвергся идеологическому разгрому советских критиков, читавших его в рукописи. Д.Фурманов увидел в «Мы» «злой памфлет-утопию о царстве коммунизма, где все подравнено, оскоплено». Другие критики посчитали, что Замятин готов встать на путь обывателя, брюзжащего на революцию.
У каждого человека свое представление о счастье. Общего счастья никогда не было, и быть не может. У каждого человека свое представление о счастье. Общего счастья никогда не было, и быть не может.