Структура научного познания КСЕ Iкурс
Структура научного познания
Формы научного познания (раскрывают движение и развитие знания в ходе изучения объекта) Научные факты Формулирование проблемы Научная гипотеза Теория и ее элементы: принципы и законы
Научные факты – отражение конкретного явления в человеческом сознании, т.е. его описание с помощью языка науки (обозначение, термины) Их свойство – достоверность (его экспериментальное воспроизведение) Они составляют эмпирический, опытный фундамент науки
Проблема «Знание о незнании», форма знания, когда обнаруженные факты не удается объяснить существующими знаниями Поиск, формулирование и решение проблем – основная черта научной деятельности Она отделяет одну науку от другой, задают характер научной деятельности
Гипотеза Знание в форме предположения, сформулированного на основе ряда достоверных фактов Она носит вероятностный, а не достоверный характер, поэтому требует обоснования и проверки на практике Для выдвижения гипотезы необходимы интуиция и талант ученых
Теория Главная задача теории – описать, систе- матизировать и объяснить всё множество эмпирических фактов Система истинного, уже доказанного знания о сущности явлений, которая всесторонне раскрывает структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношения всех его элементов, сторон и связей Выполняет две функции – объяснение и предсказание, научное предвидение
Теория состоит из Принципов – общих и важных фундаментальных положениях теории. Содержание каждого принципа раскрывается с помощью законов
Гипотетико-дедуктивный метод построен на четырёх звеньях Бесспорные факты (повторяющиеся и подтверждающиеся) Гипотеза (рабочая или первоначальная) Гипотеза – снимает противоречие и позволяет предсказать получение новых фактов. При подтверждении она становится теорией Теория - высшая форма научного знания, совокупность обобщенных положений, образующих какую либо науку или ее раздел
Методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности Слово «методология» происходит от греческих слов «методос» (путь познания) – метод и «логос» - учение, это означает учение о методах.
Метод – способ достижения какой-либо цели, включающий совокупность приемов практической или теоретической деятельности. Он вооружает человека наиболее рациональными способами проведения исследований, оптимизируя его деятельность
Классификация методов
Всеобщие методы Метафизический (существовал в науке до конца 19 века) - статический
Специальные методы Метод в кольцевания птиц в зоологии Метод рентгеноструктурного анализа в кристаллографии Метод балльной оценки учащихся в педагогике и др.
Общенаучные методы Естественно-научное познание мира протекает на двух дополняющих друг друга уровнях: эмпирическом и теоретическом. Общенаучные методы подразделяются на методы эмпирического уровня познания, теоретического уровня познания и универсальные, действующие как на эмпирическом , так и на теоретическом уровнях.
Уровни научного познания Эмпирический уровень (опыт) – накопление и описание разнообразных фактов, наблюдаемых в природе Теоретический уровень –(мысленное созерцание, умозрение) – объяснение и обобщение накопленных фактов, созданием новых теорий и открытием новых законов. Создается научная картина мира.
Общенаучные эмпирические методы научного познания Наблюдение - целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, к. не должны быть изменены. Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.
Измерение – определение количественных значений (характеристик) изучаемых сторон или свойств объекта исследования с помощью специальных технических устройств. Измерение – определение количественных значений (характеристик) изучаемых сторон или свойств объекта исследования с помощью специальных технических устройств. Эксперимент – это целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на интересующий его объект для изучения различных стон, связей и отношений. Абстрагирование – мысленное отвлечение от тех свойств , связей и отношений изучаемого объекта, к. представляются несущественными для данной теории. Результат – абстракции (точка, прямая, множество) Идеализация – мысленное выделение важного для теории существенного свойства, стороны объекта и конструирование объекта, наделенного этим свойством. (абсолютно черное тело, идеальный газ, атом)
Формализация – использование математической символики вместо реальных объектов Формализация – использование математической символики вместо реальных объектов Индукция – способ рассуждения, в к. общий вывод строится на основе частных посылок Дедукция – способ рассуждения, при к. получение частных выводов на основе общих знаний, вывод от общего к частному.
Универсальные методы научного познания Аналогия – прием познания, при к. на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках (в основе лежит сравнение) Моделирование – изучение каких-либо объектов посредством их моделей с дальнейшим переносом полученных данных на оригинал. Различают предметное, мысленное, знаковое, компьютерное моделирование.
Анализ – мысленное расчленение целостного предмета на составные части в целях их всестороннего изучения Анализ – мысленное расчленение целостного предмета на составные части в целях их всестороннего изучения Синтез – соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое, систему. Классификация – метод научного познания, к. Позволяет объединить в один класс объекты, -максимально сходные друг с другом в существенные признаки (выражается в виде текстов, схем и таблиц) Обобщение – прием мышления, в результате к. устанавливаются общие свойства и признаки объектов