П Р Е З Е Н Т А Ц И Я «КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА»
Рассматриваемые вопросы: 1. И.Кант: догматический период творчества. 2. И.Кант: критика чистого разума. 3. И.Кант о свободе, этике и правах человека.
ИММАНУИЛ КАНТ
Бюст Иммануила Канта в музее собора Кёнигсберга
ЭПИГРАФ «Свободная воля и воля, подчинённая нравственным законам – это одно и то же». И.Кант
1.И.Кант: догматический период творчества Иммануил Кант (1724-1804), немецкий философ, основоположник немецкого классического идеализма, родился, жил и скончался в Кёнигсберге. В философском развитии Канта принято различать два периода. Первый период – ДОГМАТИЧЕСКИЙ или ДОКРИТИЧЕСКИЙ – с 1746 до конца 60-х годов. Второй период – КРИТИЧЕСКИЙ – начинается с 1770 года (диссертация «О форме и принципах чувственного и «умопостигаемого мира») и длится до конца деятельности Канта.
Докритический период В докритический период Кант много и плодотворно работал над вопросами ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ, в особенности КОСМОЛОГИИ. Его интересуют такие проблемы, как принцип измерения сил, происхождение и развитие Солнечной системы, история Земли, космическое значение приливного трения, определения относительного характера движения, происхождение целесообразного строения организмов и др.
НЕБУЛЯРНАЯ ТЕОРИЯ В основе кантовской НЕБУЛЯРНОЙ ТЕОРИИ (небус – туманность) – гелиоцентрическая система Коперника, законы движения планет Кеплера, законы падения тел Галилея, закон всемирного тяготения Ньютона. Солнце, Земля, Луна и вся солнечная система предстали у Канта как нечто СТАВШЕЕ ВО ВРЕМЕНИ. Более того, он пытается понять и объяснить место, занимаемое Солнечной системой в Большой вселенной («Всеобщая естественная история и теория неба»).
МОТИВЫ АГНОСТИЦИЗМА Напротив, естественная история жизни – неразрешимая задача для натуралиста, писал Кант ещё в докритический период своего творчества. Усиление мотивов агностицизма характерно для работы Канта «Опыт введения в философию понятия отрицательных величин». Реальное основание, включающее в себя отрицательные определения, никогда не может быть познано из логического основания (закона тождества и противоречия).
2. И.Кант: критика чистого разума. В «критические» период своего творчества И.Кант полагал, что предшествующая философия зашла в тупик. Рационализм в своих попытках построить всеобъемлющую философскую систему запутался в неразрешимых противоречиях (антиномиях), а эмпиризм пришел к разрушительному для науки скептицизму. Этот результат был неизбежен, потому что и рационализм, и эмпиризм стояли на позиции ДОГМАТИЗМА.
КРИТИКА ДОГМАТИЗМА По Канту, догматизм – это философия, пытающаяся познать мир, Бога и душу, создать метафизику, не изучив предварительно саму СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА К ПОЗНАНИЮ, прежде всего, - к познанию высшего рода, АПРИОРНОМУ (АПОДИКТИЧЕСКОМУ) ПОЗНАНИЮ (аподиктический – безусловный, достоверный, основанный на логической необходимости «S должна быть Р»).
КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ Кант называет ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫМ исследование, которое устанавливает условия познания предметов до и независимо от опыта, АПРИОРИ (a priori). Решая этот вопрос, Кант совершает свой КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ В ФИЛОСОФИИ: априорное познание и метафизика возможны лишь благодаря тому, что не познание сообразуется с действительностью, а САМИ ПРЕДМЕТЫ ДОЛЖНЫ СООБРАЗОВАТЬСЯ С НАШЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ.
ПОНЯТИЕ «КРИТИКИ» Под КРИТИКОЙ Кант понимает: 1) точное выяснение познавательной способности, лежащей в основании каждой отрасли знания и философии, и 2)исследование ГРАНИЦ, далее которых не может простираться – в силу устройства самого сознания – компетенция теоретического и практического разума. Исследование правомерности этой претензии – задача кантовской критики.
ТРИ ВОПРОСА КРИТИКИ Математика, естествознание и философия должны быть исследованы «Критикой», но это исследование стоит в каждом из этих случаев перед различными задачами. Поэтому основной вопрос критики «чистого», т.е. априорного, теоретического разума, распадается на ТРИ ВОПРОСА: об условиях возможности МАТЕМАТИКИ, ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ и «МЕТАФИЗИКИ» (ФИЛОСОФИИ).
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ Понять достоверность этих наук возможно лишь на основе идеалистического учения о ПРОСТРАНСТВЕ, ВРЕМЕНИ и о ПРЕДМЕТАХ ОПЫТНОГО ЗНАНИЯ. Эти формы знания, по Канту, - результат синтеза, или соединения АПРИОРНЫХ ФОРМ ОЩУЩЕНИЯ с АПРИОРНЫМИ ФОРМАМИ ЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Пространство и время – не мыслительная (логическая) конструкция, но ВСЕОБЩАЯ ОСНОВА ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ всех вещей в мире и всех их отношений.
СУБСТАНЦИЯ И ПРИЧИННОСТЬ Безусловная достоверность математики коренится в априорных формах чувственности – пространстве и времени. Пространство, как априорное созерцание, лежит в основании геометрии, а время – в основании арифметики и алгебры (5+7=12). Условием достоверности естествознания являются априорные формы рассудка – субстанция и причинность, а также ещё 10 категорий.
ДИХОТОМИЯ ЗНАНИЯ Отсюда - ДИХОТОМИЯ ЗНАНИЯ по Канту: 1)совершенное знание (математика) имеет априорный, т.е. внеэмпирический, внеопытный характер; 2)эмпирическое знание (естествознание) имеет апостериорный характер, т.е. вытекающий из опыта. На это деление накладывается деление знания на АНАЛИТИЧЕСКОЕ (объясняющее) и СИНТЕТИЧЕСКОЕ (приращивающее).
ДИХОТОМИЯ ЗНАНИЯ Отсюда, высшее, совершенное знание (ГЕОМЕТРИЯ и МАТЕМАТИКА) есть знание СИНТЕТИЧЕСКОЕ АПРИОРНОЕ. ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА – есть знание АНАЛИТИЧЕСКИ-АПРИОРНОЕ. А ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, по Канту, есть знание СИНТЕТИЧЕСКИ-АПОСТЕРИОРНОЕ (т.е. приращивающее -послеопытное).
СВОБОДА – «ВЕЩЬ-В-СЕБЕ» Так и идеи Бога, бессмертия и свободы не могут быть почерпнуты из опыта, - это АПРИОРНЫЕ ИДЕИ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА, т.е. нравственного сознания человека. Так, свобода недоказуема эмпирическими исследованиями. Свобода есть «вещь-в-себе», «трансцендентальный предикат» причинности существа, принадлежащего к чувственно воспринимаемому опыту.
ТЕРМИН ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ - (выходящий за пределы), по Канту, имеет ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ значение – всё то, что относится к априорным формам возможного опыта – это ФОРМАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЗНАНИЯ. Так, априорные формы разума (метафизики) – это идеи целостности, единства явлений.
3. И.Кант о свободе, этике и правах человека. Кант не оспаривает веры, он ставит под вопрос лишь претензии метафизики на ЗНАНИЕ того, что Бог и личное бессмертие БЕЗУСЛОВНО СУЩЕСТВУЮТ. Т.о. неизбежные противоречия рождаются в уме, поскольку понятия абсолютного, всеобщего, бесконечного, приложимые лишь к миру «вещей-в-себе» (тезис), применятся к миру эмпирии, опыта, где наличествуют только конечные вещи (антитезис).
АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА Отсюда четыре АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА И.Канта: 1) мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве – мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве; 2) всякая сложная субстанция состоит из простых частей – ни одна вещь не состоит из простых вещей, и вообще в мире нет ничего простого; 3) причинность по законам природы недостаточна для объяснения всех явлений; существует свободная причинность – нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы; 4) к миру принадлежит безусловно необходимая сущность как его причина – нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире, ни вне мира, как его причины.
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ Основа НРАВСТВЕННОСТИ, по Канту – это наше сознание ДОЛГА. Чувство долга есть свойство человеческого РАЗУМА. Разум создаёт два рода правил для поведения человека: одни из этих правил УСЛОВНЫ, другие – БЕЗУСЛОВНЫ. Условные веления не могут быть основой нравственности. Нравственные требования должны иметь АБСОЛЮТНЫЙ ХАРАКТЕР БЕЗУСЛОВНОГО ВЕЛЕНИЯ (=КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ).
МОРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Имея абсолютное значение, долг не может быть только СРЕДСТВОМ для чего-то другого, но является ЦЕЛЬЮ само по себе. Такой целью является СВОБОДНАЯ и РАЗУМНАЯ ВОЛЯ: «ТЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ СВОБОДНЫМ И РАЗУМНЫМ, - таков моральный закон. Идеал нравственности – республика свободных и разумных человеческих личностей. «Свободный тот, - писал Кант, - кто хочет сделать и всё вокруг себя свободным».