Бенедикт Спиноза Выполнила: Лощинина Александра Группа: ЭФ-14 Факультет: ЭиФ
Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза, 24 ноября 1632 года, Амстердам — 21 февраля 1677 года, Гаага) — нидерландский философ-рационалист, натуралист, противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма. Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза, 24 ноября 1632 года, Амстердам — 21 февраля 1677 года, Гаага) — нидерландский философ-рационалист, натуралист, противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма. Один из главных представителей философии Нового времени.
Основные идеи философии Спинозы изложены в его главном и основном труде «Этика» Основные идеи философии Спинозы изложены в его главном и основном труде «Этика» Также можно отметить его труды «О боге и человеке и его счастье». «Теолого-политический трактат». «Трактат о совершенствовании разума».
Свою философскую деятельность Спиноза начал как пламенный последователь Декарта, читал лекции по философии картезианства. Свою философскую деятельность Спиноза начал как пламенный последователь Декарта, читал лекции по философии картезианства. Впоследствии в философии Спинозы от Декарта остался только рациональный подход к решению всех философских проблем. Философ считал, что только с позиций разума и средствами разума можно подходить к поисками Истины и находить ее. Во всех других аспектах своего философского мышления Спиноза расходился с Декартом и подверг резкой критике взгляды своего бывшего кумира.
Геометрический стиль мышления выше всего. Геометрический стиль мышления выше всего. В этом отношении он разделял взгляды Томаса Гоббса, но более последовательно и с большим успехом применял геометрические методы исследования и изложения материала в своих философских произведениях. Результаты своих философских исследований Спиноза изложил в виде геометрических Аксиом, Лемм и Теорем, - способом четких логических определений и доказательств. Своей логической безупречностью Спиноза до сих пор привлекает к себе сторонников среди великих ученых. Даже гениальный Альберт Эйнштейн не стыдился называть себя учеником Спинозы в проблемах философии.
Мони зм— философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. Мони зм— философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.
Схема теории субстанций Спинозы.
Три ступени познания:
Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы: детерминизма (обусловленности всего в природе); соотношения свободы и необходимости.
Исследуя их, философ пришел к следующим выводам: Исследуя их, философ пришел к следующим выводам: • свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое; • Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости; • модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;
• модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в "тисках" необходимости; • модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в "тисках" необходимости; • желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью (является "духовным автоматом", по выражению Спинозы); • путь к свободе — это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю; • свобода — это познанная необходимость.