«Доклассические» теории бюрократии Н. Макиавелли, Т.Гоббс, Ж-Ж. Руссо, Г.В.Ф. Гегель, А. Токвиль, Дж. Милль, К. Маркс, В. Вильсон, Ф. Гудноу
В. Вильсон – Ф. Гудноу «Изучение администрации» (1887 г.), Политика и администрация (1900 г.) Исполнительная власть – не только реализует решения Представительной ветви, но и принимает в них участие. Исполнительная власть: политические руководители и администраторы.
Идеальный тип бюрократии М. Вебера Четкая иерархия должностей Каждая должность – определенная сфера полномочий Найм на основе контракта Отбор на основе конкурса и профессиональных знаний Постоянное вознаграждение Должность – единственный вид деятельности Система продвижения по службе в соответствии с заслугами Жесткая дисциплина и контроль
Модели поведения бюрократии (теория общественного выбора) Модель Доунса (Downs) – «плюралистическая модель» Модель Нисканена (Niskanen) – «новая правая модель»
Модели поведения бюрократии (теория общественного выбора) Возникли в 70-е гг. прошлого века. Основные работы: Бюрократия изнутри (Энтони Доунс, 1967 г.). Акцент – внутриведомственная координация деятельности. Бюрократия и правительство (Нисканен, 1970 г.). Акцент – поведение бюрократии и деятельность ведомства как единого организма
Предпосылка моделей Бюрократы, аналогично потребителям, максимизируют собственную полезность.
Плюралистическая модель Доунса Мотивация бюрократии 5 эгоистических мотивов: Власть; Деньги; Престиж; Удобство (минимизация усилий); Безопасность (низкая вероятность будущих потерь власти, денег, престижа, удобства)
4 «альтруистических» мотива: 4 «альтруистических» мотива: Преданность (коллективу, ведомству, правительству, народу); Самоидентификация с определенной деятельностью; Гордость от собственного профессионализма; Желание служить общественным интересам.
Плюралистическая модель Доунса Особенности поведения бюрократии Искажают информацию при взаимодействии с вышестоящим начальством, политиками, представителями законодательной власти в собственных интересах. По-разному реагируют на решения, принятые политиками, быстро реализуя те, которые соответствуют их интересам. Поиск новых путей решения задач, поставленных политиками, сильно зависит от личных интересов чиновников.
Типы бюрократии в зависимости от мотивации Карьеристы – максимизируют собственную власть, доходы, престиж. Могут поддержать радикальные реформы. Консерваторы – главный мотив – спокойствие и стабильное существование. Противятся радикальным реформам. Фанатики. Преданы областям деятельности, в которые вовлечены. Могут поддержать радикальные реформы (если они затрагивают их сферы деятельности), но безразличны к прочим преобразованиям.
Ярые сторонники. Ориентированы на максимизацию власти своего ведомства с тем, чтобы лучше выполнять возложенные на него функции. Идентифицируют собственное благополучие с благополучием ведомства. Ярые сторонники. Ориентированы на максимизацию власти своего ведомства с тем, чтобы лучше выполнять возложенные на него функции. Идентифицируют собственное благополучие с благополучием ведомства. Политики. Идеалистический тип, нацеленный на повышение благосостояния всего общества. Делают карьеру для воплощения идеалистических замыслов.
Контроль в ведомстве Закон несовершенного контроля – никто не может полностью контролировать деятельность крупной организации. Закон ухудшающегося контроля – чем крупнее организация, тем хуже контроль за деятельностью сотрудников, осуществляемый начальством. Закон контрконтроля - чем больше усилий прилагает начальство для осуществления контроля за подчиненными, тем больше усилий прилагают подчиненные, чтобы избежать контроля или препятствовать ему.
Рациональная стратегия бюрократии Деятельность ведомств определяется деятельностью множества чиновников, реализующих собственные интересы, а также процессами ужесточения контроля и уклонения, свойственными любой иерархической организации. Деятельность ведомств определяется их жизненным циклом. Новые ведомства конкурируют со старыми Вышестоящие и нижестоящие ведомства находятся в постоянной конфронтации.
Модель Доунса Вывод Бюрократия максимизирует размер ведомства, т.к. это позволяет обладать большей властью, деньгами, престижем, делает жизнь высших чинов более стабильной и комфортной.
Модель Нисканена Новая правая модель В рамках модели производится сравнение ведомств с фирмами в условиях рынка с точки зрения производственной эффективности и эффективности по Парето.
Эффективность Производственная эффективность измеряется отношением между затратами и производством общественных благ / услуг. Эффективность по Парето
Эффективность по Парето В условиях существования двух миров X и Y, где могут жить абсолютно одинаковые люди и присутствуют абсолютно одинаковые ресурсы, и никто не предпочитает мир X, кроме одного человека, то мир X в целом предпочтительнее.
Эффективность по Парето AB - граница оптимальности по Парето
Критерии оценки бюрократии по К.Политу Экономичность - минимизация расходов и затрат Производственная эффективность - соотношение затрат и выпуска Аллокационная эффективность – распределение общественных благ и услуг среди населения Эффективность по издержкам – оценка и выбор менее затратных альтернатив Справедливость
Критерии оценки бюрократии по К.Политу
Модель Нисканена Мотивация бюрократии Поведение чиновников аналогично поведению менеджеров и собственников фирм, максимизирующих прибыль. Что максимизируют чиновники?
Модель Нисканена Мотивация бюрократии В ситуации отсутствия прибыли бюрократия максимизирует бюджет ведомства, т.е. объем финансовых средств, предоставляемых ведомству ежегодно вышестоящей организацией.
Модель Нисканена Рациональное поведение бюрократии Бюрократия взаимодействует с представительной властью, обладая монополией на информацию об издержках и реальном объеме выпуска.
Модель Нисканена Рациональное поведение бюрократии
Модель Нисканена Рациональное поведение бюрократии При слабом контроле со стороны финансирующего органа ведомства будут производить почти вдвое больше, чем в оптимальном случае требуется обществу.
Модель Нисканена Рациональное поведение бюрократии B=aQ-bQ2, где 0<Q<a/2b B – бюджет ведомства Q – выпуск ведомства
Модель Нисканена Вывод При заданных условиях и спросе и бюджет и выпуск ведомства могут быть почти в двое больше, чем у конкурентных фирм, действующих в тех же условиях.