Федеральное собрание Устанавливает налоги и сборы Утверждает Федеральный бюджет Принимает финансовое законодательство
Счётная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, осуществляет контроль за законностью и своевременностью движения средств бюджета в финансово-кредитных учреждениях РФ; определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проводит финансовую экспертизу проектов федеральных законов
Министерство Финансов Вносит предложения по формированию финансовой политики Проводит мероприятия по реализации финансовой политики Разрабатывает проекты законов Осуществляет методическое руководство Разработка проектов бюджета и баланса финансовых ресурсов страны
Федеральное казначейство Организация кассового исполнения федерального бюджета Проведение мероприятий по обеспечению целевого использования бюджетных средств Контроль за: соблюдением лимитов бюджетных обязательств ГРБС нижестоящим распорядителям непревышением кассовых расходов соответствием содержания операций КБК наличием подтверждающих обязательства документов у получателей БС.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета Контроль за использованием средств внебюджетных фондов Контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в части трансфертов из Федерального бюджета Валютный контроль
Федеральная служба финансового мониторинга Контроль за финансовыми потоками хозяйствующих субъектов Выявление незаконных финансовых потоков, в том числе финансирования незаконных формирований и террористических актов
Федеральная налоговая служба Контроль за соблюдением налогового законодательства, Проверка правильности исчисления и уплаты налогов и других платежей
Система Банка России Законотворчество в сфере ФР, Контроль и надзор, Лицензирование деятельности профессиональных участников, Обобщение и анализ информации, Методическое обеспечение.
Система Банка России Реализация денежно кредитной и финансовой политики, Лицензирование и контроль деятельности кредитных организаций, Кассовое исполнение бюджета Методическое обеспечение деятельности кредитных организаций Резервирование финансовых средств
Бюджетная система
Консолидированный бюджет 2008
Консолидированный бюджет 2009
Консолидированный бюджет 2010
Консолидированный бюджет 2011
Налоговые доходы Предусмотренные законодательством федеральные, региональные и местные налоги, Предоставленные налоговые кредиты, рассрочки, отсрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей.
Неналоговые доходы Доходы от использования имущества, находящегося в государственно собственности, Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, Средства, полученные от применения мер гражданско-правовой и иной ответственности, Таможенные платежи, Иные неналоговые доходы
Безвозмездные и безвозвратные перечисления Финансовая помощь из бюджетов других уровней, Перечисления из внебюджетных фондов, Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц
Приоритетные направления расходования средств Развитие общественной инфраструктуры Обеспечение качества бюджетных услуг Приоритетные отрасли: Здравоохранение Образование Социальная защита населения
Национальные проекты Образование Здоровье Развитие АПК Комфортное жильё
Сбалансированность
Предельные размеры дефицита бюджета
Федеральный бюджет
О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (проект)
Бюджетная политика 2012-2014 г.
Межбюджетные отношения
Межбюджетные трансферты
Федеральные фонды межбюджетных трансфертов
Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2010 год
Внебюджетные фонды
Особенности внебюджетных фондов: запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность; денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет; формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц; страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу; расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда); из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.
Система внебюджетных фондов РФ
Доходы государственных внебюджетных фондов (ст. 146 БК) обязательные платежи, установленные законодательством Российской Федерации; добровольные взносы физических и юридических лиц; Другие доходы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Расходы государственных внебюджетных фондов (ст. 147 БК в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными: федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пенсионный фонд РФ образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122—1, крупнейший из социальных внебюджетных фондов, Цель - государственное управление финансами пенсионного обеспечения в РФ, является самостоятельным финансово-кредитным учреждением
Задачи ПФР аккумуляция страховых взносов на пенсионное страхование, расходование средств Фонда в соответствии с действующим законодательством, капитализация средств, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, контроль за правильным и рациональным расходованием средств, межгосударственное и международное сотрудничество.
Законодательство ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ ПОЛОЖЕНИЕ О ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНВЕСТИРОВАНИИ СРЕДСТВ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ) УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ.
Источники доходов бюджета ПФ страховые взносы (22% от ФОТ), прочие поступления, безвозмездные перечисления (субвенции), недоимки, пени, санкции.
Направления использования средств ПФ государственные пенсии, пенсии по инвалидности, пенсии военнослужащим, компенсации пенсионерам, материальная помощь престарелым и инвалидам, пособия на детей 1,5 – 6 лет, одиноким матерям на детей, инфицированным вирусом иммунодефицита, пострадавшим от техногенных катастроф, социальные пособия на погребенье пенсионеров, не работавших на день смерти, обеспечение текущей деятельности Фонда.
Федеральный Закон О БЮДЖЕТЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2012 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ
Бюджет ПФРФ на 2012 год
Фонд социального страхования образован в соответствие с указом президента РФ от 7 августа 1992 года №822 «О ФСС РФ», Цель – способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе, является самостоятельным финансово-кредитным учреждением
Законодательство ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЕ О ФОНДЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Источники доходов бюджета ФСС Страховые взносы, Средства Федерального бюджета (иных бюджетов), Денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам, Доходы от размещения временно свободных средств.
Направления использования средств ФСС
Федеральный закон О БЮДЖЕТЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2012 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ
Бюджет ФСС на 2012 год
Федеральный закон от 08.12.2010 N 331-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
Фонды обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1, Цель – обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи в объёмах и на условиях соответствующих программ, Федеральные и территориальные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями.
Задачи федерального ФОМС финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования, обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования, аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
Задачи территориального ФОМС Реализация территориальных программ ОМС, соответствующих базовой программе ОМС в РФ, Обеспечение реализации отдельных мероприятий в области здравоохранения, Развитие материально-технической базы медицинских учреждений.
Законодательство
Доходы ФФОМС Страховые взносы, Средства Федерального бюджета на финансирование отдельных целевых мероприятий и программ, Доходы от размещения временных свободных средств и нормированного запаса, Добровольные взносы физических и юридических лиц, Прочие поступления.
Расходы ФФОМС Выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС, Государственная социальная помощь отдельным категориям граждан (ДЛО), Финансирование целевых программ оказания медицинской помощи, Расходы на управление.
Доходы ТФОМС Страховые взносы, Средства территориальных бюджетов как страховые взносы за неработающее население, Поступления из ФФОМС, Доходы от размещения временно свободных средств и нормированного страхового запаса, Прочие доходы.
Расходы ТФОМС Финансирование территориальных программ ОМС (90% бюджета), Финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения, Расходы на управление.
Субъекты ОМС в РФ
О бюджете ФФОМС на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
Бюджетное планирование регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами; адресный и целевой характер направления бюджетных средств; непрерывность планирования годового бюджета; стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет).
Бюджетное планирование
Бюджетный процесс
Участники бюджетного процесса Президент РФ, Органы законодательной (представительной) власти, Органы исполнительной власти, Органы денежно-кредитного регулирования, Органы государственного и муниципального финансового контроля, Государственные внебюджетные фонды, Главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
Полномочия законодательных органов власти Рассмотрение и утверждение бюджетов, Рассмотрение и утверждение отчётов об исполнении бюджетов, Формирование и определение статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня.
Полномочия исполнительных органов власти Составление проектов бюджетов, Представление проектов бюджетов и отчётов об исполнении на рассмотрение и утверждение, Исполнение бюджетов, Управление государственным и муниципальным долгом, Ведомственный контроль за исполнением бюджетов.
Полномочия ФК Распределение доходов между уровнями бюджетов по нормам, Открытие в Банке России и других КО счетов по учёту средств бюджетов, Определение порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов, Ведение реестра ГРБС и РБС, Доведение до ГРБС показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств, Ведение операций кассового исполнения бюджета, Составляет отчёт об исполнении бюджета.
Полномочия Банка России Разработка и представление на рассмотрение основных направлений денежно-кредитной политики, Обслуживание счетов бюджета, Осуществляет функцию Генерального агента по государственным ценным бумагам.
Полномочия ГРБС Определяет задания по предоставлению государственных и муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей БС, Утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, Составляет бюджетную роспись, Исполняет соответствующую часть бюджета, Осуществляет контроль за целевым использованием и пр.
Распорядитель БС – имеет право распределять БС по их подведомственным получателям и осуществлять связанные с этим функции. Распорядитель БС – имеет право распределять БС по их подведомственным получателям и осуществлять связанные с этим функции. Получатель БС – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение БС в соответствие с бюджетной росписью на очередной финансовый год.
Этапы бюджетного процесса
Составление проектов бюджетов Объём и темпы роста ВВП, Уровень инфляции (декабрь к декабрю), Данные о налоговом законодательстве, Предполагаемые объёмы финансовой помощи, Виды и объёмы расходов, передаваемые с одного уровня бюджетной системы на другой, Нормативы затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг.
Социально-экономические и финансовые планы Прогноз социально-экономического развития территории, Перспективный финансовый план (ПФП) – с 2007 г. утверждается вместе с ФЗ о бюджете, Бюджетные целевые программы.
Методы Метод экономического анализа – определяется степень выполнения бюджета за предыдущий год и выявляются причины отклонения, Нормативный метод – нормирование определённых статей расхода, Экстраполяционный метод – определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчётных данных за предыдущие годы.
Сопутствующие документы, составляемые с проектом бюджета Прогноз консолидированного бюджета, Инвестиционная программа, План развития государственного или муниципального сектора, Структура государственного (муниципального) долга, Программа гарантий, Оценка потерь бюджета от налоговых льгот, Оценка ожидаемого исполнения бюджета на предыдущий год, и др.
Рассмотрение и утверждение бюджетов
Проект ФЗ направляется: В Совет Федерации РФ, В комитеты Государственной Думы, Другим субъектам права законодательной инициативы, В счётную палату РФ на заключение.
Этапы рассмотрения и принятия бюджета в ГД РФ Предварительный этап (бюджетные слушания) – публичные обсуждения концепций бюджетной политики. Первое чтение – обсуждаются основные характеристики бюджета. Второе чтение – утверждаются расходы по разделам и подразделениям и т.п. Третье чтение (через 15 дней после второго) – голосование по бюджету в целом (внесение поправок не допускается)
Исполнение бюджета Обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных доходов, а также своевременного и полного финансирования запланированных расходов, Казначейское исполнение бюджета, Методологическая основа – принцип единства кассы.
Исполнение бюджета по доходам Перечисление и зачисление доходов на единый счёт бюджета, Распределение в соответствии с утверждённым бюджетом регулирующих доходов, Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм, Учёт доходов и составление отчётности.
Исполнение бюджета по расходам Составление и утверждение бюджетной росписи, Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей БС, Утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до РБС, Принятие денежных обязательств получателями БС, Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств, Расходование бюджетных средств.
Составление отчёта об исполнении бюджета Составление отчётности по результатам исполнения после 31 декабря отчётного года, Не позднее 1 июня следующего года отчёт за год представляется в ГД и Счётную палату, Проверка Счётной палатой отчёта - в течение 4,5 месяцев, ГД рассматривает отчёт 1,5 мес. после получения заключения Счетной палаты, Утверждается в форме федерального закона
Тема 3 Государственный кредит и управление государственным долгом.
Функции государственного кредита Образование денежных фондов, Использование денежных фондов, Контроль, Перераспределение финансовых ресурсов, Повышение эффективности использования средств, Ускорение концентрации финансовых ресурсов.
Элементы государственного долга Финансовый долг государственные долговые ценные бумаги (секьюритизированная часть) кредитные договора (несекьюритизированная часть) Условный долг - финансовые гарантии Административный долг - просроченные обязательства государства по осуществлению бюджетных расходов
Государственный долг - совокупность обязательств, выражающих отношения между государством, выступающим в роли заёмщика, с одной стороны и физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), выступающими в роли кредиторов с другой стороны по поводу объёма и условий использования и возврата денежных ресурсов, привлечённых как с использованием кредитных механизмов так и в результате неисполнения государством принятых на себя бюджетных обязательств.
Государственные займы 1. По месту размещения внешние внутренние 2. По способу обращения рыночные нерыночные 3. По сроку заимствования Краткосрочные (до 1 года) Среднесрочные (1-5 лет) Долгосрочные (свыше 5-ти лет) 4. По способу обеспечения возвратности закладные беззакладные
Государственные займы 5. По уровню эмитента федеральные региональные местные 6. По форме выплаты процентные дисконтные выигрышные индексационные 7. По обязанности заёмщика соблюдать сроки погашения с правом досрочного погашения без права досрочного погашения 8. По способу погашения оплата единовременно оплата частями
Государственные займы 9. По способу определения предлагаемого инвестору дохода постоянный доход фиксированный доход переменный доход 10. По направлению использования целевые нецелевые
Принципы управления госдолгом Безусловность Единство учёта Единство долговой политики Согласованность Снижение рисков Оптимальность Гласность.
К элементам системы управления государственным долгом относятся: правовое обеспечение кредитных отношений; согласование долговой, социально-экономической и бюджетной политик государства; подсистема контроля и учёта долговых обязательств; обслуживание и погашение долга; урегулирование долга.
Управление госдолгом включает: Формирование политики в отношении государственного долга, Определение основных показателей и предельного значения госзадолженности, Определение основных направлений воздействия на макро- и микроэкономические показатели, Выделение приоритетных направлений использования привлечённых средств.
Методы управления госдолгом Рефинансирование – погашение за счёт вновь привлечённых средств, Конверсия – изменение доходности, Консолидация – превращение задолженности в новую с более длительным сроком, Новация – соглашение о замене обязательств в рамках одного и того же договора, Унификация – объединение нескольких ранее выпущенных займов, Отсрочка – консолидация или новация при отказе от выплаты дохода в ранее установленные сроки, Дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга.
Проблемы управления госдолгом РФ неполная разработка системы целей государственного заимствования; недостатки в разграничении полномочий, ответственности, компетенции и порядка взаимодействия органов государственно власти; неурегулированность вопросов координации и разграничения полномочий Правительства РФ и Банка России в проведении текущей долговой политики.
Цели управления госдолгом в среднесрочной перспективе (Основные направления долговой политики) Уменьшение относительных размеров государственного внешнего долга путём замещения внешнего долга внутренними заимствованиями, Сохранение и развитие национального рынка госбумаг, Ускорение темпов социально-экономического развития страны с помощью инструментов долговой политики (госгарантии), Управление денежной массой и борьба с инфляцией посредством долговых инструментов.
Структура госдолга по валютному критерию
Государственный внутренний долг Государственные краткосрочные обязательства (ГКО), Облигации федерального займа (ОФЗ), Государственные сберегательные облигации (ГСО), Облигации российского внутреннего выигрышного займа (ОРВВЗ)-1992г.
Государственный внешний долг 1. Несекьюритизированный перед странами – участницами Парижского клуба кредиторов, перед странами - не членами Парижского клуба, задолженность бывшим странам СЭВ, коммерческая задолженность бывших советских ВТО, перед международными валютно-финансовыми организациями. 2. Секьюритизированный еврооблигации, облигации государственного внутреннего валютного займа.
Цели управления госдолгом в среднесрочной перспективе (Основные направления долговой политики) Уменьшение относительных размеров государственного внешнего долга путём замещения внешнего долга внутренними заимствованиями, Сохранение и развитие национального рынка госбумаг, Ускорение темпов социально-экономического развития страны с помощью инструментов долговой политики (госгарантии), Управление денежной массой и борьба с инфляцией посредством долговых инструментов.
Особенности управления субфедеральным долгом Отсутствие внешнего фактора, связанного с воздействием международных кредитных организаций, Политика нацелена на разрешение текущих проблем и получение максимальной выгоды в краткосрочном периоде, Конкуренция между регионами, Выпуск субфедеральных облигаций контролируется Минфином (совместный контроль).