Глава 3 Спрос, предложение и рыночное равновесие
Рынок (market) — сфера устойчивого обмена эквивалентными ценностями. Сфера, а не определенное место Сфера устойчивого обмена Сфера обмена, а не производства Обмен эквивалентными ценностями, ценность которых равна
Спрос (demand, D) — количество товара, которое покупатели готовы приобрести на рынке по определенной цене.
Факторы, влияющие на спрос
Изменение величины спроса
Закон спроса (law of demand) — величина спроса находится в обратной зависимости от цены: выше цена ниже спрос выше спрос ниже цена
Неценовые факторы Число покупателей Доходы покупателей Цены на другие товары Предпочтения Ожидания
Ценовой барьер Эффект дохода Эффект замещения Принцип убывания предельной полезности Исключение из правила: Эффект Гиффена(повышение цены ведет к повышению величины спроса)
Изменение функции спроса
«Низшие» товары «Нормальные» товары Вкусы и предпочтения потребителей Взаимозаменяемые товары Дополняющие товары Ожидание изменения доходов и цен Изменение числа покупателей.
Предложение (supply, S) — количество товара, которое продавцы готовы продать на рынке по определенной цене.
Факторы, влияющие на предложение
Предложение: изменение цены
Закон предложения (law of supply) — величина предложения находится в прямой зависимости от цены: выше цена — выше предложение ниже цена — ниже предложение
Закон предложения (law of supply) — величина предложения находится в прямой зависимости от цены: выше цена — выше предложение ниже цена — ниже предложение
Изменение функции предложения
Неценовые факторы Рост объемов производства Улучшение условий производства Цены на другие товары Предпочтения Ожидания
Рыночное равновесие
Графики спроса и предложения Дженкин Флеминг (1833-1885), английский инженер и экономист, впервые представил спрос и предложение в виде пересекающихся графиков. Он же изобрел канатные дороги. На фоне эскиза такой дороги он показан на рисунке.
Изменение рыночного равновесия
Выводы Рынок — сфера свободного и устойчивого обмена равноценными товарами, услугами и факторами их производства. Рынок возникает в результате разделения труда — специализации на производстве определенных товаров и услуг, которыми производители обмениваются для удовлетворения своих потребностей.
Выводы Спрос — количество товара, которое продавцы готовы продать на рынке по определенной цене. Спрос находится в обратной зависимости от цены товара: выше цена — ниже спрос. Предложение — количество товара, которое поставляется на рынок при определенной цене. Оно находится в прямой зависимости от цены: выше цена — больше предложение. Рыночное равновесие возникает, когда спрос равен предложению. Рыночный механизм автоматически устраняет избыток и дефицит товаров и устанавливает равновесную цену.
Эластичность спроса Эластичность означает степень чувствительности изменений одной величины на изменение другой величины. Коэффициент эластичности показывает на сколько процентов изменяется спрос в ответ на однопроцентное изменение цены.
Три варианта ценовой эластичности спроса Эластичный, когда изменение объема спроса больше изменения цены Спрос единичной эластичности, когда изменения объема спроса равны изменению цены Неэластичный спрос, когда изменение объема спроса меньше изменения цены
Факторы эластичности спроса по цене Незаменимость товара Значимость товара для потребителя Место товара в структуре потребления Время
Определения Рынок (market) – сфера свободного и устойчивого обмена равноценными товарами, услугами и факторами их производства Спрос (demand, D ) – количество товара, которое покупатели готовы приобрести на рынке по определенной цене. Закон спроса(law of demand) – величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена, тем ниже величина спроса, и наоборот. Предложение(supply, S) – количество товара, которое продавцы готовы продать на рынке по определенной цене. Закон предложения (law of supply) – величина предложения находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена, тем выше предложение и наоборот.
Определения Рыночное равновесие (market equilibrium) - равенство спроса и предложения на рынке определенного товара. Цена (price) – пропорция обмена товара на деньги, если цена выражена в деньгах, или альтернативная стоимость, если цена выражена в другом товаре.
Задание «Спрос» 1.Выберите правильный ответ: Причиной увеличения спроса на роликовые коньки может быть: -ожидание наступления дождей Снижение цен на подшипники Приближение летних каникул Подорожание апельсинового сока
Выберите пару товаров-заменителей: Автомобильные покрышки и бензин Перьевые ручки и чернила Джинсы и футболки Масло и маргарин