Проблемы формирования и проведения жилищной политики Российской Федерации в 1991-2009 г.г.
Определение жилищной политики Под государственной жилищной политикой понимается воздействие государства (включая всю систему органов государственного и муниципального управления) через различные механизмы и инструменты на весь комплекс жилищных отношений, включающих отношения по поводу строительства распоряжения, владения, использования содержания и управления финансирования строительства приобретения жилых единицоборота жилых единиц
Сравнительные характеристики жилищной системы в условиях советской и рыночной экономики
Сравнительные характеристики жилищной системы в условиях советской и рыночной экономики
Сравнительные характеристики жилищной системы в условиях советской и рыночной экономики
Сравнительные характеристики жилищной системы в условиях советской и рыночной экономики
Сравнительные характеристики жилищной системы в условиях советской и рыночной экономики
Сравнительные характеристики жилищной системы в условиях советской и рыночной экономики
Сравнительные характеристики жилищной системы в условиях советской и рыночной экономики
Сравнительные характеристики жилищной системы в условиях советской и рыночной экономики
Сравнительные характеристики жилищной системы в условиях советской и рыночной экономики
Сравнительные характеристики жилищной системы в условиях советской и рыночной экономики
Сравнительные характеристики жилищной системы в условиях советской и рыночной экономики
Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (1992) «Целью федеральной жилищной политики является: обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан; осуществление строительства и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов; создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников); развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере; развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства.»
Основные составляющие жилищной реформы реформа прав собственности на жильереформа арендного сектора жильяреформа жилищно-коммунального хозяйствареформа строительного сектора и градостроительного регулированияреформа системы жилищного финансированиясоздание инфраструктуры рынка жилья
Базовые принципы обеспечения прав граждан на жилище (Закон «Об основах федеральной жилищной политики» «Граждане Российской Федерации имеют право на жилище. Это право обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади.Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.»«Частная собственность на недвижимость или ее часть в жилищной сфере не ограничивается по количеству, размерам и стоимости, обеспечивается правом неприкосновенности и полежит регистрации в местной администрации.»
Задачи реформирования жилищного сектора изменить существующее положение в сфере собственности на жилье, передав государственное жилье в частную и муниципальную собственностьвнести явность в вопросы прав собственности на землю и недвижимость в целомиспользовать механизм цен для распределения жилых единиц (создание рынка жилья)установить принципы оценки недвижимостиразработать новые механизмы финансирования и кредитования жилищного секторадемонополизировать и приватизировать строительные, ремонтные и эксплуатационные организациисоздать конкретную среду в сфере содержания и строительства жилищного фондаустановить принципы и методы предоставления низкодоходным слоям населения гарантий обеспечения социально приемлемых жилищных условий
Структура жилищного фонда по формам собственности в 1987 и 2007 годах
Этапы государственной жилищной политики
Общая характеристика проблем и задач по формированию рынка доступного жилья
Структура пакета федеральных законов по формированию рынка доступного жилья ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКАЖилищный кодекс – регулирование базовых правоотношений в жилищной сфере (предоставление жилых помещений социального и коммерческого использования, специализированных жилых помещений, собственность на жилье, пользование жилыми помещениями)СПРОС НА ЖИЛЬЕОбеспечение условий для развития ипотечного жилищного кредитования, жилищно-накопительных программ и других форм расширения платежеспособного спроса граждан на жилье (изменения гражданского, гражданско-процессуального, ипотечного законодательства, законодательства о ценных бумагах, о страховании и др.)ОБОРОТ ЖИЛЬЯОбеспечение снижения затрат на совершение сделок и снижение рисков утраты права собственности на жилье, формирование конкурентных цен на рынке и стабилизация реальных цен на жилье (изменение гражданского законодательства, законодательства о регистрации прав на недвижимость и о государственном учете объектов недвижимости)ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЖИЛЬЯОбеспечение условий для увеличения объемов жилищного строительства, упрощение доступа к земельным участкам, развитие коммунальной инфраструктуры (Градостроительный кодекс, законы о концессиях и тарифном регулировании, изменения Бюджетного кодекса)НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ(НДС, налог на прибыль, подоходный налог, плата за землю, государственная пошлина, местный налог на недвижимость)
Жилищные потребности населения в 2004 г. (в % от всех домохозяйств) Источник: исследование «Оценка масштабов и динамики изменения платежеспособного спроса на жилья и объемов жилищного строительства в России», выполненное по заказу ОАО «Банк внешней торговли» (Внешторгбанк)специалистами фонда «Институт экономики города» совместно со специалистами Центра исследований Российской ассоциации маркетинга, Центра информации и экономических исследований в стройиндустрии, фонда экономических исследований «Центр развития», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», ЗАО «АН САВА».
Распределение домохозяйств в зависимостиот предпочитаемой финансовой схемы приобретения жилья в 2004 г. (в % от домохозяйств)* * Среди всех респондентов, принявших участие в опросе, было отобрано 17,1% респондентов в возрасте от 21 до 50 лет и с совокупными доходами домохозяйства от 6 тыс. руб. в мес. (для Москвы – от 15 тыс. руб. в месяц)
Оценка примерной структуры финансирования приобретения жилья в 2004 г.
Структура спроса населения на жилье и предложения жилья в 2004 г., %
Структура национального Проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»
Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств (целевые показатели НП)
Объемы ввода жилья в Российской Федерации, млн. кв. м.
Рост объемов ввода жилья, % к соотв. периоду предыдущего года
Ввод жилья в разрезе схем финансирования (в кв.м.) * Средства инвесторов-юридических лиц; средства граждан, привлеченные по иным схемам; бюджетные средстваРасчеты ИЭГ по данным Росстата и АИЖКОценка доли финансирования строительства жилья в рамках ФЗ—214 является максимальной, т.к. в отчетном периоде могут регистрировать права собственности на жилье на основании договоров долевого участия, построенное с использованием средств дольщиков в предыдущие периоды времени.
Доля ипотеки на рынке жилья
Распределение субъектов Российской Федерации по доле сделок с ипотекой на рынке жилья в I полугодии 2008 г.
Объемы ипотечного жилищного кредитования, млрд. руб. (в текущих ценах)
Структура выдачи жилищных кредитов по банкам-кредиторам в 2006 - 2009 гг. (и) – данные только по ипотечным кредитам; (и+ж) – данные по жилищным кредитам (включая ипотечные)ТОП-15 – 15 крупнейших банков по выдаче ипотечных кредитов (без учета данных по Сбербанку и ВТБ-24)Данные www.rbc.ru, Банка России, АИЖК, расчеты ИЭГ
Средневзвешенные ставки по ипотечным жилищным кредитам
Изменение средней рыночной реальной цены жилья (I кв. 2005 г. = 100%)
Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средствПримечание. 2009 - 2015 гг. – целевой индикатор проекта ФЦП «Жилище».Источник: расчеты ИЭГ по данным Росстата и Банка России