Актуальность проблемы Актуальность проблемы Импульсы глобального характера Уроки мирового кризиса Внутренние причины Два подхода «Российский мэйнстрим» Альтернативный подход Некоторые ключевые пункты дискуссии Экономический рост и модернизация Денежно-кредитная и финансовая инфраструктура Макроэкономическая политика О государстве как регуляторе и собственнике
Переход мировой экономики к новому технологическому укладу Переход мировой экономики к новому технологическому укладу Поиск ответа на глобальные кризисы: Климатический Экологический Энергетический Мировой финансовой системы
Страны топливно-сырьевой специализации крайне чувствительны к внешним шокам Страны топливно-сырьевой специализации крайне чувствительны к внешним шокам Необходимость создания и поддержания дорогостоящих механизмов смягчения негативных последствий резких изменений конъюнктуры мирового рынка Недостаточность одного лишь наличия крупных валютных резервов
Исчерпанность модели роста, основанной на загрузке производственных мощностей Исчерпанность модели роста, основанной на загрузке производственных мощностей Чрезмерная изношенность значительной части производственного аппарата Обострение проблемы квалифицированных кадров (результат негативных демографических процессов, кризиса систем образования и науки, эрозии культурного уровня населения) Острота ограничений, связанных с неоднородностью социального и географического пространства страны Неприемлемость для общества состояния ряда важнейших институтов (в центре критики – институт государства, но низок и уровень доверия к частному сектору)
В центре внимания – деформирующее воздействие на рыночные механизмы современного российского государства В центре внимания – деформирующее воздействие на рыночные механизмы современного российского государства Основная задача: снять деформации за счет структурных реформ в различных областях; развитие конкуренции как главный инструмент прогресса Функции государства: правотворчество, судопроизводство и правоприменение, проведение антимонопольной, денежно-кредитной, финансовой, ограниченной социальной и региональной политик, скорейшая приватизация принадлежащих государству активов
Структурные реформы необходимы, но не достаточны Структурные реформы необходимы, но не достаточны Комплекс стоящих перед Россией проблем не может быть решен без активного участия государства Роль государства не в подрыве, а в коррекции действия рыночного механизма Идейная основа: общественный оптимум не совпадает с результатами, которые дает совершенная рыночная конкуренция
Модернизация = модернизация институтов Модернизация = модернизация институтов Симулирование совокупного спроса бессмысленно, так как экономика находится на уровне потенциального выпуска Упор – на реализацию мер по стимулированию предложения (совершенствование институтов, снижение налогового бремени), привлечение иностранных инвестиций Ограничение амбиций в сферах образования и науки, упор на заимствование технологий Поддержание крупных резервов для смягчения внешних шоков Нормальный долгосрочный темп роста ВВП – 3-4 процента
Структурные реформы сами по себе не могут превратить российскую экономику в современную Структурные реформы сами по себе не могут превратить российскую экономику в современную Заимствование технологий, привлечение иностранного капитала крайне важно, но не должно исключать усилий по развитию собственного научно-инновационного потенциала Модернизация и экономический рост должны идти рука об руку; темп роста ВВП 3-4 процента равнозначен признанию отсутствия перспектив у российской экономики
Роль государства: Роль государства: Совершенствование инвестиционно-инновационного климата Активное инвестирование в российскую науку, высокотехнологические области, инфраструктуру (в том числе обеспечивающую формирование запасов основных видов экспортируемого сырья в периоды падающей конъюнктуры мировых рынков) Использование на цели модернизации части резервов государства (фонд национального благосостояния, резервный фонд, «избыточная» часть валютных резервов) Задача – не вытеснение, а привлечение частных инвестиций
Задача: увеличение «глубины» финансового рынка с целью более эффективного превращения сбережений в инвестиции Средства: овладение современными финансовыми технологиями (производные инструменты, секьюритизация) при очень внимательном отношении к вопросам регулирования Задача: увеличение «глубины» финансового рынка с целью более эффективного превращения сбережений в инвестиции Средства: овладение современными финансовыми технологиями (производные инструменты, секьюритизация) при очень внимательном отношении к вопросам регулирования Задача: обеспечение финансовой устойчивости банковской системы Средства: институциональное разделение розничных и инвестиционных банков, изучение варианта со 100-процентным резервированием депозитов в институтах, осуществляющих расчетно-платежные операции
Мировая «мода»: сочетание мягкой денежно-кредитной политики и постепенно ужесточаемой бюджетной политики Мировая «мода»: сочетание мягкой денежно-кредитной политики и постепенно ужесточаемой бюджетной политики Ситуация в России: фактически сбалансированный федеральный бюджет, устойчивое положение в монетарной сфере Проблемы в финансовой сфере: не удается ориентировать федеральный бюджет на цели модернизации экономики серьезные финансовые проблемы на уровне регионов Основные проблемы в монетарной сфере: сложность доступа к кредитам, крайне слабое развитие рынка долгосрочных заемных ресурсов
Насущные задачи в бюджетной сфере: Насущные задачи в бюджетной сфере: Обеспечение увязки бюджета с принятыми целями промышленной политики С целью гармоничного распределения функций между федеральным и региональными бюджетами следует подумать о том, чтобы ввести порядок, в соответствии с которым стандарты предоставления государственных услуг должны финансироваться теми, кто эти стандарты устанавливает
Насущные решения в монетарной сфере: Насущные решения в монетарной сфере: Использование на конкурсной основе государственных средств для открытия на длительный срок кредитных валютных линий российским фирмам под крупные проекты модернизации производства, связанные с импортом иностранного оборудования и технологий Принятие мер, направленных на повышение устойчивости финансово-кредитной сферы к внешним шокам и на ограничение спекулятивных потоков капитала в страну и из страны («налог Тобина»)
Дискуссионный вопрос: что следует таргетировать в рамках монетарной политики? Дискуссионный вопрос: что следует таргетировать в рамках монетарной политики? Таргетирование инфляции Таргетирование валютного курса Формирование денежного предложения посредством рефинансирования центральным банком банков развития и/или коммерческих банков по умеренной процентной ставке под залог обязательств предприятий
Суть конфликта «государство регулятор – государство-собственник»: Суть конфликта «государство регулятор – государство-собственник»: Как регулятор экономической жизни исполнительная власть заинтересована в обеспечении условий для устойчивого и эффективного развития российской экономики (включая социальную сферу) Как крупный собственник, действующий в условиях рыночной экономики, государство заинтересовано в максимизации отдачи от имеющегося у него капитала Результат: для реализации принятых на политическом уровне целей исполнительная власть может как создавать привилегированные условия для функционирования фирм с государственным участием, так и возлагать на них разного рода обременения
Выведение из состава советов директоров корпораций с государственным участием высокопоставленных госслужащих Выведение из состава советов директоров корпораций с государственным участием высокопоставленных госслужащих Введение для фирм со значительной долей государственного капитала ограничений на приобретение акций других компаний с государственным участием Масштабная приватизация государственных активов (включая активы естественных монополий) – как радикальное решение
Альтернативный подход: Альтернативный подход: Отказ от идеологических клише («о неэффективности госкапитализма») Четкая увязка масштабов приватизации с решением задач, стоящих перед государством Неуклонное следование чисто экономическому принципу - избавляться в первую очередь нужно от наименее эффективных активов Формирование ясного представления в отношении того круга предприятий, целесообразность сохранения которых в орбите исполнительной власти определяется тем, что они решают не столько коммерческие, сколько важные государственные задачи Формирование особого механизма управления в коммерческом режиме принадлежащими государству активами