Общая характеристика современных акторов международных отношений. Общая характеристика современных акторов международных отношений. 2. Возникновение и историческое развитие международных организаций. История создания и развития международных организаций (МО). 3. Понятие МО в основных теориях и концепциях международных отношений. 4. Определение международной организации, ее правовая природа. Порядок создания международной организации и прекращения ее деятельности. 5. Классификация международных организаций. Понятие международной правительственной, неправительственной, неправительственной гибридной организации. Понятие международного режима. 6. Функции международных организаций. Дихотомия юридической и политической природы международных организаций и ее значение для оценки роли международных организаций в современном мире
Ключевые понятия (реализм, нео-реализм, плюрализм, государство, суверенитет, негосударственные акторы, нация, гражданское общество, транснацональные акторы) Ключевые понятия (реализм, нео-реализм, плюрализм, государство, суверенитет, негосударственные акторы, нация, гражданское общество, транснацональные акторы) «Высокая» и «низкая» политика (С. Хофманн) Политические вопросы – уровни решения этих вопросов – властные полномочия институтов, которые вовлечены в решение вопросов – ресурсы для решения – процесс взаимодействия (обмен людьми, материалами, энергетическими ресурсами, деньгами и информацией) например, что такое война? экономика? Политика? с этой точки зрения Мировая (global politics) политика –совокупность взаимодействий государственных и негосударственных акторов (плюрализм) - Как один из акторов международных отношений может изменить поведение другого актора (и может ли?)
Всемирный телеграфный союз (1865 г.) и Всемирный почтовый союз (1874 г.). Всемирный телеграфный союз (1865 г.) и Всемирный почтовый союз (1874 г.). дихотомия: меджународные правительственные (МПО) и неправительственные (МНПО) организации Наибольший рост числа международных организаций наблюдается в послевоенные годы – причины? МПО: 1900 – 30; 1945 – 127; 1993 – 272 МНПО:900 – 69, 1945 –795
взаимозависимость мирового сообщества растет количество сфер, охватываемых международными соглашениями и договорами увеличивается количество международных контактов государственных и негосударственных учреждений, общественных организаций, предпринимательских кругов в политической, экономической, социально-культурной сфере Увеличивается количество глобальных, либо транснациональных, проблем мира таких как нераспространение ядерного оружия, международный терроризм распространение наркотиков неизлечимых болезней (СПИД, вирус Эбола)
Вывод 1: обеспечение национальной безопасности государства не может быть гарантировано только самим государством, либо одной организацией Вывод 1: обеспечение национальной безопасности государства не может быть гарантировано только самим государством, либо одной организацией Вывод 2: сосредоточение военной, экономической, политической силы в руках одних государств вынуждает другие, менее сильные, объединяться для выражения и представления своих интересов.
международные правительственные организации являются своеобразным ответом на силы фрагментации и дезинтеграции в мировой политике: международные правительственные организации являются своеобразным ответом на силы фрагментации и дезинтеграции в мировой политике: этнические конфликты, бедность, неизлечимые болезни, экономическое неравномерное развитие, терроризм
Основными сферами деятельности международных правительственных организаций являются те, которыми государства только самостоятельно заниматься не могут, Основными сферами деятельности международных правительственных организаций являются те, которыми государства только самостоятельно заниматься не могут, т.н. принцип субсидиарности, когда институтам, созданные при международной организации, государством делегируются полномочия по решению того или иного вопроса. Кроме того, рядом международных правительственных организаций реализуется принцип наднациональности, когда они наделены правом принимать решения, обязательные для государств-членов (Европейский Союз)
институализация деятельности институализация деятельности финансирование процесс принятия решений управление, администрирование организации
Федерализм (Ж. Монне, В. Хальштайн, А. Спинелли, а также К.Уэйр, К.Фридрих, П.Дюкло, Д.Ружмон, Г.Норд, Г.Бругман) и неофедерализм (Ч. Пентланд, А.Атциони, Д. Пиндер, А. Сбрагиа, Анны-Марии Берли. и др.); Федерализм (Ж. Монне, В. Хальштайн, А. Спинелли, а также К.Уэйр, К.Фридрих, П.Дюкло, Д.Ружмон, Г.Норд, Г.Бругман) и неофедерализм (Ч. Пентланд, А.Атциони, Д. Пиндер, А. Сбрагиа, Анны-Марии Берли. и др.); коммуникационный подход (К.Дойч); функционализм (Д.Митрани) и неофункционализм (Э.Хаас, Л.Линдберг, Дж.Най, В. Сандхольц, Д. Зусман, Л. Крэм, В. Мэтли, Г. Мэркс, Йеппе Трэнхольм-Миккельсен, Стюарт Шайнголд и др.); интерговернментализм (intergovernmentalism) (С. Хоффманн, П. Тэйлор); супранационализм (supranationalism) (Д.Каропазо, Г.Петерс, С.Вебер, Х.Вайсмет, Д.Лодж и др); теории взаимозависимости (Дж.Руджи, А.Моравшик, В.Волейс)
Международная организация - постоянное объединение межправительственного или неправительственного характера, созданное на основе международного соглашения в целях содействия решению оговоренных в соглашении международных проблем. Международная организация - постоянное объединение межправительственного или неправительственного характера, созданное на основе международного соглашения в целях содействия решению оговоренных в соглашении международных проблем. Международные организации характеризуются: - наличием учредительного документа; - постоянным или регулярным характером деятельности; - использованием в качестве основного метода деятельности многосторонних переговоров и обсуждения проблем; - принятием решений путем голосования или консенсуса; - (обычно) рекомендательным характером решений;
Порядок создания Порядок создания МО – субъекты международного права Принятие уставного документа (положение, статут, устав, конвенция) дата вступления в силу уставного документа считается датой основания организации 2. Создание, определение структуры организации (основные, вспомогательные органы) 3. Создание материальной базы организации (имущество, фонды, архивы и тд) 4. Созыв главных органов организации (после подготовки следующих документов) (проект процедуры принятия решения место и порядок деятельности штаб-квартиры, порядок деятельности основных органов, порядок проведения заседаний) Порядок прекращения деятельности По соглашению всех стран-участниц Протокол о роспуске – должны подписать все страны участницы Создание ликвидационного комитета
Основания классификации: Основания классификации: по участию правительств (правительственные, неправительственные, гибридные) Географическое (глобальные, региональные, субрегиональные) По целям деятельности (универсальные, многоцелевые,специализированные) По сфере затрагиваемых в решениях вопросов (общей и специальной компетенции) По порядку вступления организации ( открытые (свободный вход и выход) и закрытые (прием в члены производится с согласия первоначальных учредителей).
Функции, выполняемые международными организациями, многочисленны и зависят от того, какие задачи возлагают на них участвующие страны. Функции, выполняемые международными организациями, многочисленны и зависят от того, какие задачи возлагают на них участвующие страны. Основные группы функций международных организаций: Содействие (facilitation) - организация международных конференций, сбор и анализ статистических и фактических материалов, публикация и распространение статистики и исследований, предоставление помещений и секретариата для проведения многосторонних и двусторонних переговоров. Наблюдение (monitoring) - содействие с возможностью формулирования и обнародования официальной точки зрения организации на те или иные проблемы, что является способом создания общественного мнения и оказания тем самым воздействия на экономическую политику страны. Надзор (surveillance) - более жесткая форма наблюдения, связанная с обязательством стран сообщать на регулярной основе и по установленной форме данные о своем экономическом положении и выслушивать рекомендации по существу текущего экономического развития. Регулирование (regulation) - надзор, опирающийся на принуждение стран к выполнению рекомендаций международного сообщества через разработку соответствующих международных норм и механизмов принуждения к их исполнению.