Малое и среднее предпринимательство Сущность и критерии определения субъектов МСППреимущества и недостатки малого бизнесаСистема государственной поддержки МСП
Сущность и критерии определения субъектов МСП Отраслевая структура малого предпринимательства (в %%)
Сущность и критерии определения субъектов МСП Масштабы развития малого и среднего бизнеса
Сущность и критерии определения субъектов МСП В Москве функционирует 214тыс. малых предприятий, а с учетом ИП - 348тыс., что составляет ¼ субьектов МБ по стране в целом.Количество занятых на МП достигло 3млн. человекНа 1000 жителей приходится 20 субьектов МП
Сущность и критерии определения субъектов МСП К субъектам МСП относятся: потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), внесенные в ЕГРЮЛ;физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), внесенные в ЕГРИП;крестьянские (фермерские) хозяйства.
Сущность и критерии определения субъектов МСП Субъекты МПС должны соответствовать следующим условиям:1) для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале (складочном капитале, паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых ПИФов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами МСП, не должна превышать 25%2) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений
Сущность и критерии определения субъектов МСП 3) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений для каждой категории субъектов МСП
Сущность и критерии определения субъектов МСП Средняя за каждый календарный год численность работников МСП определяется с учетом всех его работников, в т.ч. работающих по договорам гражданско-правового характера или по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов указанных предприятий (п.6 ст.4 ФЗ №209).Постановлением Росстата от 20.11.2006 №69 утвержден порядок заполнения формы №П-4.
Преимущества и недостатки малого бизнеса быстрая, чем у крупных предприятий реакция на происходящие изменения, быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;учет в кадровой работе особенностей психологии личностей;невысокие затраты на управление;возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом
Преимущества и недостатки малого бизнеса Основные экономические и социальные функции МБ:преодоление отраслевого и территориального монополизмасодействие крупным предприятиям (создание вспомогательных и обслуживающих производств)расширение ассортимента, повышение качества товаров, работ, услугсоздание новых рабочих мест, содействие занятости, снижение социальной напряженности
Система государственной поддержки МСП Посещаемость МП контролирующими органами и рэкетом (по оценке руководителей предприятий) в %%
Система государственной поддержки МСП Система господдержки МСП включает1.формирование инфраструктуры поддержки МСП2.финансовая поддержка3.имущественная поддержка4.информационная поддержка5.консультационная поддержка6.поддержка в области подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров7.поддержка в области инноваций и промышленного производства8.поддержка в области ремесленной деятельности9.поддержка внешнеэкономической деятельности10.поддержка МСП, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность
Система государственной поддержки МСП Поддержка не может оказываться в отношении (ст.14 ФЗ): кредитных и страховых организаций, инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов; деятельности в сфере игорного бизнеса. Финансовая поддержка не предоставляется МСП, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, добычу и реализацию полезных ископаемых. Реестр субъектов МП (Постановление Правительства г.Москвы от 13.02.2007 №97-ПП; Положение Правительства Московской области от 02.04.2007 №221/12)
Система государственной поддержки МСП Система государственной поддержки МП Москвы
Упрощенная система налогообложения Право выбора системы налогообложения, включая переход к УСН или возврат к принятой ранее системе, предоставляется организациям и индивидуальным предпринимателям на добровольной основедействие УСН распространяется напод действие УСН не подпадают (п.3 ст.316.12 НК РФ)Организации:) имеющие по итогам 9 мес, предшествующих дате подачи заявления о переводе на УСН, доход от реализации товаров (работ, услуг) не более 15 млн.руб х дефлятор (без учета НДС, акцизов)) остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, явл-ся амортизируемым имуществом, превышает 100млн.руб) доля участия других организаций в уставном капитале ограничена 25%) среднесписочная численность работников за отчетный период ограничена 100челИндивидуальные предприниматели:) без ограничения по размеру полученного дохода) среднесписочная численность работников за отчетный период ограничена 100челУСН – замена уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый периодвыбор объекта налогообложения осуществляет налогоплательщикДоход, уменьшенный на величину расходов 15%Доход 6%
Упрощенная система налогообложения Применение основного режима налого-обложенияОграничения для перехода на УСНдля организаций-величина Д-ст-ть имущ-ва-структура капитал-структура организации-числ-ть работников-применяемый режим налогообложениядля ИП-числе-ть работников-вид деят-ти-примен-ый режим налогообложенияПереход на УСН разрешен
Упрощенная система налогообложения OutstaffingПричины обращения к провайдеру:возрастающая сложность и дополнительные требования законодательства в области кадрового учета;стремление обеспечить максимальную гибкость в управлении персоналом и соответствие количества рабочей силы реальному объему работы;желание снизить риск возникновения претензий профсоюзных органов, трудовых споров и связанных с ними издержек;стремление получить квалифицированного посредника в отношениях с трудовой и налоговой инспекциями;нежелание оформлять в штат сотрудников на время их испытательного срока;невозможности регистрации представительства, филиала в других регионах России;необходимость замены сотрудника, ушедшего в отпуск.
Упрощенная система налогообложения на основе патента Ст. 346.25.1 НК РФ (введена ФЗ от 21.07.2005 N 101-ФЗ)Законом г.Москвы от 09.11.2005 №54 «Об упрощенной системе налогообложения на основе патента». Вступил в силу с 01.01.2006. Годовая стоимость патента = потенциально возможный доход х 6% Виды деятельности определены НКРФ, законами субъектов РФ
Упрощенная система налогообложения на основе патента Отказ в выдаче патента:-Привлечение индивидуальным предпринимателем к своей деятельности наемных работников-Вид деятельности не предусмотрен в законе субъекта РФ-Заявление подано позднее 1мес до начала применения патентаУведомление об отказе (форма №26.2.П-2), утв. Приказом ФНС от 31.08.05