По данным МЭР в Российской Федерации на 1 января 2011 года действуют: По данным МЭР в Российской Федерации на 1 января 2011 года действуют: 1,7 млн. юридических лиц; (1,6 млн. – 1 января 2010) 4,1 млн. индивидуальных предпринимателей; (4,0 млн. – 1 января 2010) Сферы деятельности 41% - торговля; 18% - услуги; 12% - строительство; 10,5%- обрабатывающее производство; 0,75% - сфера науки, научных исследований. Рост числа малых предприятий в 2009 г. – 9,1% Снижение числа малых предприятий в 2010 г. – 3,6% (НИСИПП) Общее количество занятых – около 16,9 млн. человек (МЭР) Оборот малых предприятий – 13,5 трлн. руб. Доля МСП: 21% в структуре ВВП. Доля инновационного МСП около 1%.
Положение России в рейтинге Всемирного экономического форума по индексу глобальной конкурентоспособности (всего 133 государства): Положение России в рейтинге Всемирного экономического форума по индексу глобальной конкурентоспособности (всего 133 государства): 2002 год – 64 место 2006 год – 62 место 2007 год – 57 место 2008 год – 51 место 2009 год – 63 место (опустилась) 2010 год – 63 место (между Уругваем и Шри-Ланкой) В рейтинге стран БРИК в 2009 году Россия заняла четвертое место (Бразилия – 58 место, Индия - 51, Китай- 27). В индексе IMD (International Institute for Management Development) Россия заняла следующие места (всего 57 государств): 2006 год – 55 место 2007 год – 43 место 2008 год – 47 место 2009 год – 49 место 2010 год – 51 место 2011 год – 49 место
Федеральный закон «О развитии МСП в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ: Федеральный закон «О развитии МСП в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ: КРИТЕРИИ: Микропредприятия – не более 15 человек Малые предприятия – от 16 до 100 человек Средние предприятия – от 101 до 250 человек Ограничения по обороту (установлены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 556): микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия - 400 млн. рублей; средние предприятия - 1000 млн. рублей.
1) Начало осуществления предпринимательской деятельности. 1) Начало осуществления предпринимательской деятельности. 2) Государственный контроль (надзор). 3) Налогообложение субъектов малого предпринимательства. 4) Доступность финансовых услуг. 5) Развитие конкуренции. 6) Доступ к государственному (муниципальному) имуществу. 7) Доступ к государственным/муниципальным заказам 8) Лицензирование отдельных видов деятельности 9) Обязательное подтверждение соответствия (сертификация. Декларирование).
В 2005 г. 8,5% от выручки В 2005 г. 8,5% от выручки В 2006 г. 9,6% В 2007 г. 6% В 2008 г. 8% В 2009 г. 6%(отмечено снижение издержек) Основные источники издержек: Административные барьеры и коррупция расходы на приобретение контрольно-кассовой техники (ККТ) (проблема решена для плательщиков ЕНВД) Правоохранительные органы Принуждение к повышению размера заработной платы и др.
Совершенствование институциональной среды Совершенствование институциональной среды Устранение избыточных административных ограничений; Совершенствование контрольно-надзорой сферы Обеспечение доступа к объектам инфраструктуры. Обеспечение недискриминационного доступа к ресурсам субъектов естественных монополий; Антикоррупционная политика. Доступ к финансовым ресурсам. Совершенствование налогообложения малого предпринимательства. Доступность гос/муниципальных заказов. Поддержка предпринимательской инициативы.
Повышение эффективности защиты прав предпринимателей Повышение эффективности защиты прав предпринимателей Обеспечение участия бизнес-объединений в судебном процессе Создание благоприятных условий налогообложения для ведения бизнеса Закрепление персональной ответственности чиновников Обеспечение материально-технической базой (создание бизнес-инкубаторов, кластеров, промпарков).
Средства федерального бюджета, выделенные на поддержку МП в 2008 году – 4500, 0 млн. руб. Средства федерального бюджета, выделенные на поддержку МП в 2009 году – 10500, 0 млн. руб. В 2010 году – 17200, 0 млн. руб. Приоритетные мероприятия поддержки: Программы поддержки начинающих – гранты на создание бизнеса; Развитие бизнес-инкубаторов, промышленных и технопарков. Создание гарантийных фондов по кредитованию; Образовательные программы – повышение квалификации, лекции, стажировки, семинары и др.; Институты развития микрофинансирования; Развитие малого предпринимательства в промышленности (кластеры, развитие субконтрактации); Поддержка муниципальных программ развития МП.
открытость равный доступ ответственность органов власти всех уровней за обеспечение благоприятных условий для бизнеса международное сотрудничество
увеличен до 60 млн. рублей предельный размер доходов, ограничивающий право перехода организации на упрощенную систему налогообложения; увеличен до 60 млн. рублей предельный размер доходов, ограничивающий право перехода организации на упрощенную систему налогообложения; отменена обязанность применения контрольно-кассовой техники предпринимателями, которые уплачивают единый налог на вмененный доход; сокращено количество проверок малых предприятий - не чаще, чем 3 раза в год, а внеплановая проверка - только с санкции прокурора. установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям – для подключения мощности до 15 кВт стоимость присоединения не более 5 МРОТ (550 рублей) в ряде регионов установлены льготные арендные ставки при аренде малыми и средними компаниями федерального имущества.
Принятие закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» Принятие закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» Устойчивые тенденции легализации малого бизнеса (4 года назад в «тени» находилось более 50% МП. Сейчас – примерно 30%). Больше малых предприятий стало обращаться в банки за кредитами. Работает Федеральная программа поддержки развития малого предпринимательства. Разработан ряд ведомственных программ поддержки малого предпринимательства Создаются венчурные фонды и бизнес-инкубаторы. Сократилось число лицензируемых видов деятельности, часть из них заменяется страхованием ответственности. Созданы консультативно-совещательные органы при структурах власти всех уровней
В соответствие с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации к 2020 году должны быть достигнуты следующие показатели: доля малого бизнеса в общем ВВП - 30%; рост общего числа субъектов предпринимательской деятельности до 6 млн.; увеличение доли малого и среднего бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства до 80%; увеличение доли занятых в сфере малого и среднего бизнеса до 60% населения РФ и до 30 % от числа всего занятого населения; изменение отраслевой структуры МСП, в том числе: -сокращение относительной доли малых предприятий, занятых в сфере торговли – до 20% (в 2,5 раза), без сокращения их общей численности; -рост числа предприятий, занятых в сфере здравоохранении, ЖКХ, информационных услугах, науке – до 50% (в 12 раз); -рост компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности – в 4-5 раз (от 130 тысяч до 500 тысяч компаний).
К целям, поставленным Правительством Российской Федерации на первом этапе инновационного развития (2008 – 2012 гг.) относятся: К целям, поставленным Правительством Российской Федерации на первом этапе инновационного развития (2008 – 2012 гг.) относятся: создание не менее 500 бизнес-инкубаторов; наличие в каждом субъекте РФ: -гарантийного фонда объемом не менее 100 млн. рублей; -муниципальной инфраструктуры микрофинансирования; -фонда прямых инвестиций в средние компании (с количеством занятых до 250 человек).
Спасибо за внимание!