Тема: «Конкуренция. Основные типы рынков»
Конкуренция – экономическое соперничество, которое возникает там, где количество благ ограничено.
Конкуренция между покупателями, которые стремятся купить дешевлеКонкуренция между фирмами, которые стремятся продать дороже
Конкуренция между фирмами (производителями или продавцами) – за покупателя, т.к. каждая фирма стремится продать свой товар, но спрос покупателей не бесконечен (ограничен)
онкуренция Ценовая Неценовая
Ценовая конкуренция – ситуация на рынке, когда для привлечения покупателя фирма манипулирует ценой на товар (может предлагать цену ниже, чем конкуренты)
Неценовая конкуренция – ситуация на рынке, когда фирма манипулирует качеством товара (может предлагать товар более высокого качества, чем конкуренты, организует послепродажное обслуживание и т.п.)
Конкуренция острее там, где:Много продавцов и покупателей;Информация о ценах на товары доступна;Появление новых фирм не осложнено;Товар является однородным и примерно одинакового качества Конкуренция слабее там, где:Число покупателей и продавцов не велико;Отсутствует информация о формировании цены на товар;Существует много разновидностей товара;Появление новых фирм затруднено
Разновидности конкуренции: Совершенная конкуренцияМонополияОлигополияМонополистическая конкуренция
Совершенная конкуренция – конкуренция между большим количеством мелких фирм, торгующих однородным товаром, влияние которых на общую ситуацию на рынке не заметно, выход и уход которых с рынка зависит от уровня цен.Например: рынок сельхоз продукции, рынок товаров бытового назначения и.т.п.
Характеристики совершенной конкуренции: Продавцов многоТовар однородныйВозможности проникновения на рынок не ограничены
Монополия- ситуация на рынке, когда продажу товара осуществляет один-единственный продавец.Например: рынок природных ресурсов, рынок золота, РЖД
Характеристики монополии: Продавец одинТовар однородныйВозможности проникновения на рынок отсутствуют
Естественные - когда производство продукта требует уникальных природных условий (минеральный источник) и когда нецелесообразно существование более одного производителя (водоснабжение города, газпром и т.п.)
Искусственные - когда несколько крупных фирм объединяются и полностью контролирую рынок (картельное соглашение)Поглощают конкурентов, сливаются т.п.Например: рынок нефти и нефтепродуктов
Борьба с монополиями:Антимонопольное законодательствоЗакон о конкуренции и ограничении монополистической конкуренции на товарных рынках
Олигополия - ситуация на рынке, где господствуют несколько крупных продавцов, конкурирующих между собой за покупателя посредством неценовой конкуренции (повышение качества, улучшения сервиса, реклама и т.п.)Например: рынок автомобилей, авиа рынок и т.п.
Характеристики олигополии: Продавцов малоТовар неоднородныйВозможности проникновения на рынок ограничены
Монополистическая конкуренция - ситуация на рынке, где много продавцов продукция которых защищена патентом или торговой маркойНапример: рынок парфюмерии, рынок модной одежды и т.п.
Характеристики монополистической конкуренции: Продавцов многоТовар неоднородныйВозможности проникновения на рынок ограничены, защищены патентом