Экономический механизм функционирования предприятий Прогнозирование и планирование деятельности предприятия Издержки производства и себестоимость продукции Формирование цен на продукцию предприятия Качество и конкурентоспособность продукции Инновационная деятельность и инвестиционная политика предприятия
Прогнозирование и планирование деятельности предприятия Планирование - процесс разработки планов, программ и проектов на основе использования экономических законов и передового опыта. Является средством формирования целей фирмы и способов их достижения. Планирование позволяет:предвидеть перспективу развития предприятия на будущее;более рационально использовать все ресурсы предприятия;избежать риска банкротства;более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия.
Принципы планирования Непрерывность планирования НаучностьНацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности производства и на достижение максимальной прибылиПринцип ведущих звеньев и приоритетность их реализацииПринцип взаимной увязки и координации
Методы планирования: балансовый метод нормативный методпрограммно-целевой метод планирование по технико-экономическим факторам графические методы
Классификация планирования: по видам (стратегическое и текущее, которое подразделяется на технико-экономическое и оперативно-производственное);по времени ( долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное);по объекту планирования (план предприятия, цеха, отдела, бригады, участка, рабочего места);по видам документов (бизнес-план, программа, проект, прогноз, задание, заказ-наряд);по методам планирования (балансовый, нормативный, сетевой, графический, программно-целевой, экономико-математический);по предмету планирования (план объема продаж в натуральном и стоимостном выражении, численности работающих и оплаты труда; доходов, расходов и прибыли; финансирования инвестиций, кредитования и финансовых издержек; научных исследований и эффективности предприятия).
Издержки производства и себестоимость продукции Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников.
Классификация расходов организации По зависимости расходов (затрат) от изменений объема выпуска продукции (постоянные и переменные)По способу включения в себестоимость продукции расходы (затраты) (прямые и косвенные)По роли в процессе производства расходы (затраты) (основные и накладные) По своему экономическому содержанию все расходы (затраты) подразделяются на элементы затрат. (материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств; прочие затраты)
Типовой перечень калькуляционных статей: 1. Сырье и основные материалы, покупные изделия, полуфабрикаты2. Возвратные отходы (показываются со знаком минус и вычитаются из сырья и основных материалов).3. Топливо и энергия на технологические цели.4. Расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых производственным процессом.5. Отчисления на социальные нужды.6. Амортизация основных средств.7. Затраты на ремонт и содержание основных средств.8. Расходы на подготовку и освоение производства.9. Общепроизводственные расходы.10. Общехозяйственные расходы.11. Коммерческие расходы.
Себестоимость продукции – это текущие расходы на производство и продажу продукции, исчисленные в денежном выражении на конкретный вид продукции Технологическая (операционная, агрегатная) себестоимость - это сумма затрат, связанная непосредственно с осуществлением производственного процесса в рамках одной технологической операции.Цеховая себестоимость – это сумма затрат по производственному подразделению (цеху) в целом.Производственная себестоимость шире технологической и цеховой и включает в себя все затраты организации, связанные с процессом производства в целом.Полная себестоимость – это сумма затрат на производство и продажу продукции.
Формирование цен на продукцию предприятия Цена - это денежное выражение такой стоимости товара, по которой этот товар в процессе купли-продажи перейдет от продавца к покупателю, это стоимость сделки купли-продажи. Или это стоимость, по которой продавец может передать права на владение товаром, а покупатель приобрести эти права. Функции цены:1.Функция учета и соизмерения. 2.Функция стимулирующая.3.Функция распределительная.
Формирование рыночной цены
Ценообразование – комплексный процесс, учитывающий множество факторов, воздействующих на формирование цены, а также действующее законодательство. Этапы ценообразования:Постановка задач ценообразованияОпределение спросаОпределение издержек производстваАнализ цен и товаров конкурентовВыбор метода ценообразованияУстановление цены
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Финансовые результаты деятельности предприятия Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия и состояния его бизнеса
Прибыль - это часть общей выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), которая образуется после вычета из нее затрат на производство. Виды прибыли: 1. валовая (общая) прибыль - (В.П = выручка - себестоимость реализованной продукции), 2. прибыль от продаж (определяется путем вычитания из валовой прибыли коммерческих и управленческих расходов), 3. чистая прибыль (экономическая) - (конечный финансовый результат, выявленный за определенный период, за вычетом причитающихся за счет прибыли налогов и иных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения),4. бухгалтерская прибыль - (сумма прибыли (убытка) до налогообложения и чрезвычайных доходов, уменьшенная на чрезвычайные расходы), 5. маржинальная прибыль (отражает превышение выручки от продаж над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль) , 6. прибыль налогооблагаемая,7. прибыль от обычной деятельности.
Рентабельность является показателем относительным, а не абсолютным в отличие от прибыли и выручки от реализации. Этот показатель характеризует прибыльность или доходность производ. деятельности за определенный период времени. Рентабельность продаж – отношение величины прибыли к объему продаж (выручка от продажи минус косвенные налоги)Рентабельность затрат – отношение прибыли от продажи продукции к полной себестоимости реализованной продукцииРентабельность имущества – отношение налогооблагаемой прибыли к среднегодовой стоимости основных фондовРентабельность собственного капитала – отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного (акционерного) капитала
Показатели эффективности производства предприятия Годовая норма прибыли на вложенный капитал- отношение прибыли к сумме вложений в капиталЧистая текущая стоимость - разность между поступлением и расходом денежных средств за весь период предполагаемого функционирования предприятия с учетом фактора времени. Период возврата капитальных вложений (срок окупаемости) – это период времени, который необходим для того, чтобы будущая прибыль предприятия достигла величины осуществленных капитальных вложенийТочка (норма) безубыточности – это минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором достигается «нулевая прибыль», т.е. равенство доходов от продаж и издержек производства.
Показатели финансового состояния предприятия Платежеспособность предприятия – способность выполнять свои внешние (краткосрочные и долгосрочные) обязательства, используя свои активы. Ликвидность предприятия отражает его способность вовремя оплатить предстоящие долги (обязательства), или возможность превратить статьи актива баланса (основные и оборотные средства, включая ценные бумаги и прочие активы) в деньги для оплаты обязательств