Некоммерческое партнёрство Научно технический центр водохозяйственной безопасности «ВОДА и ЛЮДИ:XXI ВЕК» Презентация доклада на конференции «Безопасность планеты Земля» «Системный кризис природопользования и пути достижения экологической безопасности планеты Земля» Вице-президент НП НТЦ «ВОДА и Люди:XXIвек» Заслуженный эколог Российской Федерации Коренева И.Б. Москва, 19 апреля 2007 900igr.net
Принципиальным отличием этого определения от ныне существующих является: 1 - представление о природопользовании как о системе, компоненты и элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимозависимы; 2 - учёт всех составляющих системы — от нравственных устоев до компонентов создаваемой среды при природопользовании; 3-понимание непосредственной связи между результатами природопользования и состоянием биосферы «Природопользование — мегаполикомпонентная система (МПКС) вещества, энергии и информации, создаваемая человеком в контуре биосферы Земли из вещества, энергии и информации природных компонентов, состоящая из трёх взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимозависимых подсистем: первого порядка: 1 – среда обитания, 2 – территориальная сфера, 3 – ресурсный потенциал; которые включают в себя подсистемы второго порядка: природно-антропогенные воды, земли, воздух, флора, фауна, и подсистемы последующих порядков: урбанизированные территории, промышленные зоны, водохозяйственные объекты и т.д., и управляемая актами законодательства, нормами и правилами научных сведений, принятых во внимание, и технических документов, соответствующих представлениям человека о своих социально-экономических интересах и приоритетах, формируемых в контуре нравственных устоев, принятых данным сообществом людей». / КОРЕНЕВА И. Б. 2007 / Рис.1
Признак системного кризиса (СК) и характеристика состояния подсистем 1-го порядка системы природопользования. Признак СК – кризисные явления в одной из подсистем вызывают кризисные явления в другой или других подсистемах, в результате наложения усиливаются и распространяются по подсистемам всех порядков, в том числе в подсистеме механизма управления. СРЕДА ОБИТАНИЯ – прогрессирующее ухудшение качества среды обитания, в том числе изменение климата. СОСТОЯНИЕ ПОДСИСТЕМЫ 1-ГО ПОРЯДКА ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СФЕРА угрожающие масштабы обмеления средних и исчезновение малых рек; широкое распространение загрязнения радиоактивными веществами, тяжёлыми металлами, синтетическими веществами; ПОСЛЕДСТВИЯ тенденция роста заболеваемости по фактору загрязнение; тенденция к росту «генетического груза» у новорождённых; - усугубление неудовлетворительной демографической ситуации РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ - сокращение и дефицит ресурсного потенциала вод, леса, недр, биопродуктивности, естественной флоры и фауны ПОСЛЕДСТВИЯ -сокращение акваторий и территорий для полноценной хозяйственной деятельности; -негативное влияние изменённых акваторий и территорий на качество среды обитания; -тенденция перемещения антропогенной нагрузки на новые акватории и территории; -техногенное опустынивание и остепнение ПОСЛЕДСТВИЯ формирование экстенсивного использования ресурсного потенциала; -переквалификация компонентов природной среды в категорию «ресурсный потенциал» Рис.2
Рис.3 Кризис системы управления природопользованием = пусковой механизм системного кризиса природопользования. Система управления природопользованием устанавливается соответственно модели экономики, которая принимается исходя из нравственных устоев сообщества неолиберальная рыночная экономика теория: «золотого миллиарда»;«экономически эффективных и неэффективных членов сообщества Последствия -в конечных фазах рынка производства и потребления до 95% вещества идёт в отходы загрязняя среду; -преимущество для производства того, что легче –дороже продать; -соотношение экономического роста и роста объёмов отходов 1:1 -экологическое обнищание стран-доноров природных ресурсов и реципиентов вредных отходов; -возрастание напряжённости в сфере эколого-социально-экономических интересов населения страны -снижение уровня экологической безопасности планеты. -деэкологизация законодательства; -свёртывание научных ,проектных, экспертных работ экологического профиля; -снижение уровня экологического просвещения; -отсутствие экологической ответственности государственных органов и бизнес-сообщества Хаос в природопользовании = = разрушение современной биосферы
Рис.4 РЕАГИРОВАНИЕ НА УГРОЗЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ФОРМАЛЬНО Концепции национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000г., №24): «Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения её природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к использованию территории России в качестве места переработки и захоронения, опасных для окружающей среды материалов и веществ». ПРАКТИЧЕСКИ -интересы бизнес-сообщества и транснациональных рынков ставят выше национальных экологических интересов; -принятие и введение в действие с 01 января 2007 года новых Водного и Лесного кодексов, поправок в Земельный и Гражданский кодексы, а также Градостроительный кодекс. СЛЕДСТВИЯ -законодательное закрепление деэкологизации природопользования; -увеличение негативного вклада российской либеральной рыночной экономики в природоразрушающие процессы и дальнейшее снижение уровня экологической безопасности страны и в целом мира. ОСНОВА ДЛЯ АДЕКВАТНОГО РЕАГИРОВАНИЯ: Экологическая аксиоматика, которая трудами В.М.Вернадского, П.Г.Кузнецова, Н.Ф.Реймерса, Ю.Одума, Р.Риклефса, Ю.Н.Куражсковского, К.С.Холина, и т.д. и т.д., оформилась в массив системного знания с комплексом практических рекомендаций по достижению экологической безопасности при природопользовании; целенаправленные усилия учёных, политиков, общественных деятелей, общественных организаций и движений, граждан страны.
Рис.5 ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ НА СРЕДНЕ-СРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (5 – 10 ЛЕТ) ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЁННОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ СТЕПЕНИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Запрет частной собственности на природную среду в соответствии с положениями действующей Конституции Р.Ф. Необходимо отменить законы о введении в действие новых Водного и Лесного кодексов, а также связанных с ними поправок в Земельный, Гражданский и Градостроительный кодексы. Возложение на государственную власть обязанности по выполнению экологической системообразующей функции управления природопользованием и экологической безопасности страны. Необходимо создать -Министерство экологической безопасности Р.Ф. Восстановление разрушенной в 90-е годы ХХ века и последовательная соответствующая модернизация системы научных, изыскательских, проектных, конструкторских, опытно-производственных и т.д. работ экологической направленности. 4. Нормирование по укрупнённым показателям антропогенной нагрузки на природную среду Р.Ф., в том числе, на договорной основе, нагрузки сопредельных стран на трансграничные природные объекты Необходимо разработать систему Федеральной и региональных «Схем природопользования и обеспечения экологической безопасности» Развитие системы экологического образования и просвещения для всех граждан Российской Федерации; Необходимо ввести обязательную аттестацию по экологической грамотности для лиц принимающих решения на государственном уровне, а также для руководителей бизнес-сообщества; 6. Осуществление перехода к разработке экосовместимых техники и технологий. Необходимо разработать систему критериев, показателей и оценок экосовместимости техники и технологий (система КПО ЭСТТ); Необходим переход к: новой системе природопользования на основе экосовместимых техники и технологий; Новой законодательной, нормативной и экономической системы управления экономико-организационным механизмом формирования экологически безопасного производства. 7. Модернизация «либеральной рыночной экономики» и последующий переход к «модели экосовместимой экономики». Необходимо создать законодательные условия притока инвестиционного капитала в экологическое регулирование и развитие экологически безопасного природопользования.
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ. 18.04.2007, К.оренев А.А.