Презентация по теме: История развития экологии. Выполнил: Костромин Д.И. Проверила: Речкина С.А.
введение С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Он всегда находился в тесной зависимости от растительного и животного мира, от их ресурсов и был вынужден повседневно считаться с особенностями распределения и образа жизни зверей, рыб, птиц др.
Уже в самых древних из известных нам письменных источниках не только упоминаются различные названия животных и растений, но сообщаются некоторые сведенья об их образе жизни.
Аристотель (384-322 до н.э.) в своей «Истории животных» различал водных и сухопутных животных, плавающих, летающих, ползающих. Его внимание привлекали такие вопросы, как приуроченность организмов к местообитаниям, одиночная или стайная жизнь, различия питании и т.д. Аристотель (384-322 до н.э.) в своей «Истории животных» различал водных и сухопутных животных, плавающих, летающих, ползающих. Его внимание привлекали такие вопросы, как приуроченность организмов к местообитаниям, одиночная или стайная жизнь, различия питании и т.д.
Удивительные открытия, которые принесли с собой путешествия в одоленные страны и великие географические открытия эпохи Возрождения, послужили толчком для развития биологии. Удивительные открытия, которые принесли с собой путешествия в одоленные страны и великие географические открытия эпохи Возрождения, послужили толчком для развития биологии.
Большой вклад в формирование экологических знаний внесли шведский ученый Карл Линней (1707-1778) и французский исследователь природы Жорж Бюффон (1707-1788) Большой вклад в формирование экологических знаний внесли шведский ученый Карл Линней (1707-1778) и французский исследователь природы Жорж Бюффон (1707-1788)
Большой интерес представляют сочинения Линнея «Экономия природы» и «Общественное устройство природы». Под «Экономией» Линней понимал взаимные отношения всех естественных тел, он сравнивал природу с человеческой общиной, живущих по определенным законам. Большой интерес представляют сочинения Линнея «Экономия природы» и «Общественное устройство природы». Под «Экономией» Линней понимал взаимные отношения всех естественных тел, он сравнивал природу с человеческой общиной, живущих по определенным законам.
Важные наблюдения, оказавшие влияния на развитие экологии, были выполненными учеными Российской академии наук в ходе экспедиционных исследований, проводимых со второй половины 18 века. Важные наблюдения, оказавшие влияния на развитие экологии, были выполненными учеными Российской академии наук в ходе экспедиционных исследований, проводимых со второй половины 18 века.
Среди тех ученых нужно выделить Степана Петровича Крашенинникова(1713-1755), Среди тех ученых нужно выделить Степана Петровича Крашенинникова(1713-1755), Ивана Ивановича Лепёхина(1740-1802) и Петра Симона Палласа(1741-1811).
Большое влияние на развитие экологической науки оказал французский автор первого эволюционного учения Жан Батист Ламарк(1744-1829). Он считал что важнейшей причиной приспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных является влияние внешних условий среды. Большое влияние на развитие экологической науки оказал французский автор первого эволюционного учения Жан Батист Ламарк(1744-1829). Он считал что важнейшей причиной приспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных является влияние внешних условий среды.
Профессор Московского университета Профессор Московского университета Карл Францевич Рулье(1814-1858) в своих трудах и публичных лекциях настоятельно подчеркивал необходимость изучения эволюции живых организмов и объяснения жизни, развития и строения животных в зависимости от изменений из среды.
Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина(1809-1882) – основателя учения об эволюции органического мира. Вывод Ч. Дарвина о существующей в природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии. Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина(1809-1882) – основателя учения об эволюции органического мира. Вывод Ч. Дарвина о существующей в природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.
Немецкий биолог Эрнест Геккель(1834-1919) который в 1866 г. Предложил термин «экология», дал следующее определение этой науки: «Это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантогонические и антогонические взаимоотношения животных и растений контактирующих друг с другом. Одним словом, Экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование». Немецкий биолог Эрнест Геккель(1834-1919) который в 1866 г. Предложил термин «экология», дал следующее определение этой науки: «Это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантогонические и антогонические взаимоотношения животных и растений контактирующих друг с другом. Одним словом, Экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование».
Как самостоятельная наука экология сформировалась к началу двадцатого столетия. Как самостоятельная наука экология сформировалась к началу двадцатого столетия.
Большой вклад в ее развитие в ХХ в. внесли всемирно известные ученые-ботаники Большой вклад в ее развитие в ХХ в. внесли всемирно известные ученые-ботаники Климент Аркадьевич Тимирязев(1843-1920), Василий Васильевич Докучаев(1846-1903), Владимир Николаевич Сукачев(1880-1967) и ряд других.
Крупнейший русский ученый ХХ в. Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) создавал учение о биосфере. В этом учении он показал, какую огромную роль играют живые организмы в геохимических процессах на нашей планете. Крупнейший русский ученый ХХ в. Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) создавал учение о биосфере. В этом учении он показал, какую огромную роль играют живые организмы в геохимических процессах на нашей планете.
В конце жизни Вернадский приходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека; от этой деятельности зависит сохранность равновесия состава биосферы. Он вводит новое понятие – ноосфера, что означает «мыслящая оболочка», то есть сфера разума. Вернадский писал: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. Перед ним, перед его мыслью и трудом становиться вопрос о перестройке биосферы в интересах свободного мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера». В конце жизни Вернадский приходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека; от этой деятельности зависит сохранность равновесия состава биосферы. Он вводит новое понятие – ноосфера, что означает «мыслящая оболочка», то есть сфера разума. Вернадский писал: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. Перед ним, перед его мыслью и трудом становиться вопрос о перестройке биосферы в интересах свободного мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера».
Во второй половине двадцатого столетия происходит своего рода «экологизация» современной науки. Это связано с основанием огромной роли экологических знаний, с пониманием того, что деятельность человека зачастую не просто наносит вред окружающей среде, но и, воздействуя на нее негативно, изменяя условия жизни людей, угрожает самому существованию человечества.
В изучении многообразных процессов, которые происходят в живой природе, большую помощь оказывают экспериментальные методы. Однако экология отнюдь не является лабораторной наукой. Совершенно очевидно, что взаимосвязи живых организмов с окружающей их средой могут быть изучены наиболее полно лишь в природе. В изучении многообразных процессов, которые происходят в живой природе, большую помощь оказывают экспериментальные методы. Однако экология отнюдь не является лабораторной наукой. Совершенно очевидно, что взаимосвязи живых организмов с окружающей их средой могут быть изучены наиболее полно лишь в природе.
Таким образом, современная экология – универсальная бурно развивающая, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. Экология – наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки.