Использование текстов в преподавании экологической этикиНахабино 2008
Список литературы: критерии отбора Содержание текстов должно быть релевантно содержанию курсаВ списке должны содержаться классические работы и работы признанных современных авторитетов по проблеме Работы должны отображать современное состояние проблемы: в списке обязательно должны присутствовать книги и статьи текущего годаТекст должен быть доступенТекст должен быть интересен студентуУровень текстов должен соответствовать интеллектуальному уровню студентовОбъем и сложность текста не должен превышать возможностей (затраченное время + усилия) студентаАргументация должна быть ясной и последовательной, структура текста – логичной
Доступность Создание хрестоматии?Создание электронной библиотеки?Есть ли необходимость в электронном конспекте лекций? Электронной хрестоматии?
Материалы для обсуждения в аудитории/ самостоятельной работыМатериалы, которые совпадают с точкой зрения преподавателя/ отличаются от нееПервоисточники/ вторичные тексты
Место чтения в структуре курсаЧтение классических текстов наиболее эффективно…Перед лекциейМежду лекцией и семинаромПосле семинара
…Перед лекцией+ Позволяет ввести студента в курс дела заранее, не говорить на лекции об азах и общих вещах, и вводить в лекцию более сложный материал- Сложно проконтролировать знание текстов
…Между лекцией и семинаром + Позволяет закрепить знания, полученные на лекции и получить дополнительную информацию. Знание текстов можно проконтролировать на семинаре- Вынуждает останавливаться в лекции на простых вопросах
… После семинара + Позволяет получить дополнительную информацию по проблеме, углубить понимание темы- Трудно проконтролировать в ходе учебного процесса
Реалистичность подбора Количество текстовОбъем чтения - количество страницСоответствие уровню студентов
Дополнительная литература Кто должен читать дополнительную литературу?Влияет ли незнание дополнительной литературы на итоговую оценку?Как мотивировать студента к чтению дополнительной литературы?Как ориентировать студента в дополнительной литературе?
ПроверкаПроверяется ли знание литературы?Учитывается ли знание литературы на итоговом экзамене\ зачете?Необходимо ли дополнительное время для подготовки перед анализом текста?
Формы оценивания Рецензии на книгиДневник чтенияЭссе о прочитанномРеферат книгиТестыДискуссия по текстуОтветы на вопросы по текстуКосвенная оценка – в эссе, ситуационном анализе и т.д.
Содействие качеству чтения АннотированиеЗаметкиКонтекстуализацияВведение в текста в контекст группы ПерсонализацияКонкретизацияПодбор темСловарьОбучение стратегии чтения
Предварительные заметки к стратегии Выберите времяРаспечатайте текстДелайте заметкиИспользуйте словари
Стратегия чтения Предварительный этап – прочитайте заглавие, комментарии, библиографию, биографию автора. Просмотрите текст, попытайтесь найти главную идею.Первое чтение – прочитайте весь текст целиком (за один раз, если возможно). Выделите основную идею, сформулируйте свои вопросы к прочитанному.Второе чтение – перечитайте текст, оцените тезисы автора, выскажите свое отношение к ним.
Предраг Чичовачки Практика первого и второго прочтения, на примере кантовского эссе «О мнимом праве лгать из человеколюбия» Наше домашнее задание состоит в том, чтобы понять и оценить эссе Канта «О мнимом праве лгать из человеколюбия». Наша задача состоит в том, чтобы далее развить технику первого и второго прочтения текста, сосредоточившись на следующих вопросах к тексту упомянутой выше работы. Первое прочтение – понимание текста С кем спорит автор? Какова центральная проблема, которую Кант пытается разрешить в тексте?Каково основное утверждение текста? Ясно ли представлено основное утверждение автора? На основе какого понимания морального авторитета построено основное утверждение? (Например, основывается ли позиция автора на здравом смысле или на какой-то особой теоретической интуиции)Второе прочтение – оценка текста Правильно ли основное утверждение автора?Достаточно ли оно обосновано (с точки зрения используемых примеров и свидетельств)? Можно ли подтвердить основное утверждение более удачными примерами? Есть ли вопросы, к которым автор не обращается в тексте, но обсуждение которых было бы важно для понимания проблемы?
Третье чтение?
Аттфилд Р. Экологическая этика Экологическая этика и человечество (экологические проблемы (локальные, глобальные); подходы (энвайроментализм, защита животных), служение, заботаНекоторые центральные дебаты (доминирование, служение, появление экологической этики, холизм, антропо- и биоцентризм, альтернативные теории, метаэтические дебаты)Критика экологической этики (от ценностей к действиям, трудности биоцентризма и т.д.)Принимая будущее серьезно (ответственность перед будущим, основания ценности будущих поколений, ограничение ответственности и т.д., экологическая справедливость).Устойчивое развитие, население и предосторожность (концепт УР, дебаты, население, справедливость и т.д.)Глобальное сообщество и глобальное гражданство (общее наследие человечества, глобальное потепление)
Джеймисон Д. Введение в экологическую философию Культурные традиции (коренные жители, Китай, Индия, иудаизм, христианство, ислам)Современная экологическая этика (метаэтика, нормативная этика, сентиентизм, этика земли, глубинная экология, экофеминизм)Экофилософия и ее соседи (литература, эстетика, экология, история, политика, право)Проблемы экофилософии (дикая природа, население, будущие поколения, устойчивость, биоразнообразие, животные, экологическая справедливость, технология, климат, земля и вода, потребление, колонизация)
Комсток Г. Этика наук о жизни Этическая рефлексия этика, религия, аргументация, методЭтика наук о жизни окружающая среда, продовольствие, животные, земля, биотехнологии, фермыСитуации