Предмет исследования и объект исследования Предмет исследования: фауна парка госплемптицезавода «Арженка». Объект исследования – природно-исторический памятник – парк ФГУП ПЗ«Арженка Задачи исследования Провести учёт фауны позвоночных и беспозвоночных животных на выбранной территории;Систематизировать определённых животных;Провести наблюдения для выявления пищевой специализации животных данной территории;Определить основные типы взаимоотношений в биоценозе парка; Составить цепи и сети питания данного биоценоза.
Гипотеза: Если в сетях питания трофические цепи не соединены, а расположены параллельно, то виды, образующие данные цепи, находятся в нейтральных биотических взаимоотношениях.
Ход исследования При выполнении работы использовали следующие методы:Наблюдение ( Изучили животных на местности, сфотографировали исследуемых животных, зарисовали их, выявили пищевую специализацию беспозвоночных и позвоночных животных);Сравнение (Работали со справочной литературой, определителями для уточнения видовой принадлежности и систематического положения животного).Анализ и синтез(Определили типы взаимодействий организмов, построили пищевые цепи и пищевые сети).
Результаты исследований
Диаграмма
Основные типы взаимоотношений, обнаруженные в биоценозе и их характеристика
Сети питания
Выводы На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:Парк ПЗ «Арженка» является сложной экологической системой - биогеоценозом, имеющим сложную внутреннюю структуру.В биоценозе парка численно преобладают виды беспозвоночных животных, из позвоночных в наибольшем видовом соотношении представлены птицы.В биоценозе парка ярко выражены четыре типа взаимодействий: хищничество, конкуренция, нейтрализм и протокооперация.Пищевые цепи короткие, т.к. видовой состав парка не настолько богат, как в биоценозе леса.
Сравнение с гипотезой В ходе исследования мы убедились, что, если при построении пищевых сетей, трофические единицы входят только в одну пищевую цепь, то взаимоотношения между этими организмами можно считать нейтральны. Таким образом, наша гипотеза нашла своё подтверждение.
Информационные ресурсы Криксунов Е.А., Пасечник В.В.Экология 9 класс– М.: Дрофа, 1995.Мамаев Б.М. Школьный атлас определитель насекомых – М., Просвещение, 1985.Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас определитель беспозвоночных – М.:. Просвещение, 1991.Корнелио М.П. Школьный атлас определитель бабочек. – М.: Просвещение, 1986.Плавильщиков Н.Н. Занимательная энтомология – М., Детская литература, 1990.Биологический энциклопедический словарь /под ред. М.С. Гилярова. М.: Сов. Энциклопедия, 1989Жизнь животных т. 3/под ред. М.С. Гилярова. – М.: Просвещение, 1984.Брем А. Жизнь животных – М.: ЭКСМО, 2002.Бабенко В.Г., Алексеев В.Н. Лучезарный Аполлон. – М.: Школа - Пресс, 1995.Симкин Г.Н. Певчие птицы. М.: Лесная промышленность, 1990.Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Тропикал, 1994. www. worldofanimal.ruwww.floranimal.ru CD – диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия »