Характер нарушенного звукопроизношения у детей данной группы с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук, при выделении начального звука в слове. Наблюдаются трудности в анализе нарушенных в произношении звуков - при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; - невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и тоже слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой - искажаются.Такие нарушения называются фонетико-фонематическими. Искажённое произноше- ние одного или нескольких звуков. Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относи- тельное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблю- даются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамма- тического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными). Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев не резко. И только при специальном обследовании речи выявляются разнообразные ошибки.
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы: В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы: I этап - узнавание неречевых звуков; На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы). II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз; На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу; На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. IV этап - дифференциация слогов; На данном этапе детей учат различать слоги. V этап - дифференциация фонем; На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа. Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.
1 этап работы 1 этап работы На самых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д. На данном этапе можно использовать следующие игры: 1.Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их. 2.Игра «Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его. 3.Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма. Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название
Затем эта игра должна усложняться следующим образом: 1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у. 2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у]. 2. Игра « Найди одинаковый звук» Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос - С 3. Игра « Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.
1.Баренцева Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997. 1.Баренцева Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997. 2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985. 3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление нарушения речи у дошкольников. - М., 1990. 4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985. 5. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. - М., 1978. 6. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). - М., 1998. 7. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991. 8. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994. 9. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. - М., 1993.