Министерство образования Московской области Региональная система повышения квалификации ГАОУ СПО МО «ГПК»
Актуальность В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице, малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Поэтому актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства.
Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа. Пробуждение чувства любви к своей Родине, воспитание в детях патриотизма через приобщение ко всем видам национальной культуры: фольклор, традиции, обычаи, танец, музыка, народно-прикладное искусство, архитектура, театр.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА: Организационный этап (ноябрь-декабрь 2012 г.) Выявление проблемы, создание методической базы и предметно-развивающей среды в ДОУ, систематизация материала, планирование деятельности. Содержательный этап (январь-апрель 2013 г.) Определение задач, практическая деятельность участников по ознакомлению с особенностями декоративно-прикладного искусства Подмосковья (павловопосадские платки). Результативный ( апрель 2013 г.) Анализ проведенной работы, перспективность
Модель взаимодействия участников проекта
Модель интеграции образовательных областей художественное творчество социализация познание чтение художественной литературы музыка
Описание технологии
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ В результате проведения комплексной работы по приобщению дошкольников к истокам русского народа через НОД у детей возрос интерес к произведениям искусства, обычаям, быту русского народа. В ходе реализации проекта, дети: продемонстрировали знания по теме; приняли активное участие в различных видах деятельности (рисование, лепка, игровая деятельность); проявили самостоятельность и творческую активность в продуктивной деятельности; обогатили словарный запас ()
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. М.: АРКТИ, 2006г. 2. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. М.: «Скрипторий 2003», 2011г. 3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: «Детство-Пресс», 2004г. 4. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. М.: Мозаика-Синтез, 2006г. 5. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПб.: «Детство-Пресс», 2004г. 6. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПб.: «Детство-Пресс», 2004г. 7. Народное искусство в воспитании дошкольников. Под ред. Комаровой Т.С., М.: Педагогическое общество России, 2005г. 8. Научно-практический журнал. Управление дошкольным образовательным учреждением. №7, 2006 г. 9. Журнал «Дошкольное воспитание». №8, 12 - 2007г.
ВЫВОДЫ Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.