«Первый раз в детский сад» Составила: Валеева Татьяна Ивановна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №141 «Лукоморье»
Адаптация – это сложный процесс привыкания ребенка к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям и выработка новых умений и навыков.
Выделяют три фазы адаптации: 1.Острая фаза, дезадаптация - наблюдаются частые заболевания, нарушения сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. 2. Адаптация – привыкание к новым условиям, нормализуется поведение. 3. Компенсация – дети начинают вести себя спокойно. Ускоряется темп развития психических процессов.
Выделяют три степени адаптации: 1.Легкая 2. Средняя 3. Тяжелая
Легкая адаптация временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней); аппетита (норма по истечении 10 дней); неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней; характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
Средняя адаптация сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
Тяжелая адаптация снижен аппетит (иногда возникает рвота при кормлении), нарушен сон, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения), происходят изменения в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников, продолжительность адаптации (от 2 до 6 месяцев).
Правила поведения родителей Утренний прием: Придумайте и используйте каждый день систему прощальных знаков (воздушный поцелуй, поглаживание, прощание рукой, мизинчиками и др.). При этом важно! Уходите быстро, не задерживайтесь, не оборачивайтесь - так малышу будет проще отпустить Вас. Не бойтесь разлуки с ребенком, тогда и он легче будет ее переносить. Во время прощания демонстрируйте хорошее настроение, чувствуйте себя уверенно, общайтесь с ребенком только доброжелательным тоном. Дома создайте спокойную, доброжелательную обстановку.
Рекомендации родителям В детский сад приводите ребенка при условии, что он здоров. Здоровье ребенка поддерживайте, закаливайте. Одевайте ребенка по погоде, в такую одежду с которой он может справиться сам. Подготовьте сменное белье и одежду, продумайте маркировку на одежде. Выстраивайте конструктивные отношения с воспитателями и родителями. В жизни малыша принимайте активное участие.
Учите ребенка всем необходимым навыкам самообслуживания – прием пищи, одевание, умывание, пользование горшком. Учите ребенка всем необходимым навыкам самообслуживания – прием пищи, одевание, умывание, пользование горшком. Принесите из дома свои и ребенка фотографии - это придаст уверенность. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми и детьми.
Не задерживайтесь, старайтесь приходить вовремя за своим ребенком. Не задерживайтесь, старайтесь приходить вовремя за своим ребенком. После детского сада погуляйте с ребенком на площадке, в парке, похвалите его за проведенный день: «Молодец! Ты хорошо ведешь себя, я горжусь тобой». Демонстрируйте свою заботу и любовь.
Спасибо за внимание!