Ознакомление дошкольников с народным декоративно- прикладным творчеством. Демонстрационный материал.
Золотая Хохлома Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. Традиционные орнаменты Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли ее для продажи в село Хохлома, где был торг. Отсюда и пошло название "хохломская роспись", или просто "хохлома".
Голубая Гжель
Искусство Гжель - это производство и украшение керамики, фарфора, керамических изделий и украшений. С исторической точки зрения Гжель - это район, который состоит из 27 деревень и носящий название Гжельский Куст. Расположен в 60 километрах от Москвы. Издавна гжель славилась своими глинами, из которой создавалась различная утварь, посуда, сосуды и др. Гжельская роспись, которая традиционно украшает гжельскую посуду, также является уникальной и характерной только для этого вида народного промысла, как Хохлома или Палех. В основном это голубые, синеватые оттенки, особый мазок кисти, который образует форму и её тень. Традиционными считаются изображения птиц, цветов (в основном роз) и узоров.
Городецкая роспись
Элементы Городецкой росписи.
Жостовская роспись
Элементы жостовской росписи
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка История дымковской игрушки насчитывает более четырехсот лет. Впервые этот народный промысел появился близ города Кирова (в те времена он назывался Вяткой), в небольшой слободе Дымково. Яркие фигурки из глины, расписанной красками сочных солнечных цветов местные крестьяне лепили к празднику Вятской Свистуньи, который традиционно отмечался весной. По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Как правило, это вылепленные из глины, полые внутри фигурки кавалеров и барышень, медведей, лошадей, пышнохвостых индюков, петухов, коров и козлов. о
Дымковская игрушка История дымковской росписи упоминает, что основной элемент росписи – геометрические узоры, зигзаги, круги, полоски, волнистые линии, круглые пятна, точки и клетка. В оформлении готовой игрушки используются самые яркие, даже контрастные цвета – красный, зеленый, желтый, синий, малиновый, голубой и другие, а также позолота. Узор - рисунок, представляющий собой определенное переплетение линий, фигур, сочетание красок и т. п.
Элементы Дымковской росписи
Филимоновская игрушка
Украинская роспись
Элементы украинской росписи
Федосеевская игрушка
Федосеевские «балясы» Федосеевская деревянная игрушка получила название щепьё(изделия из щепы – тоненьких дощечек) или балясы, то естьшутки, и отличалась удивительным типологическим разнообразием при своеобразной модульности элементов. Из тесаных дощечек разной конфигурации и лучинок-столбиков топором и ножом изготовляли мастера эти чудесные поделки: мебель для кукол, лошадок с возами и без них, всадников и возничих, мельницы и карусели, миниатюрный плотницкий инструмент, саночки, разнообразные каталки.
В большой деревне Федосеево, расположенной недалеко от г. Семенова Нижегородского района , занимаются изготовлением деревянных игрушек. Игрушечный промысел, в его современном виде, возник здесь в конце XIX века. Эти игрушки ласково называли "балясы", что означало веселые, забавные, сделанные остряком и балагуром. Мастера настолько умелы, что при изготовлении этой игрушки используют всего два инструмента - нож и топор. Игрушки крепко сколочены из гладких дощечек, раскрашенных в ярко-желтый цвет, с простым узором из тонких веточек с алыми цветами и зелеными листьями.
Оскольская игрушка
Старооскольская игрушка Староорооскольской глиняной игрушке 265 лет, появилась в конце 17 в начале 18 века. Старооскольская игрушка не похожа на другие. Традиционная старооскольская игрушка — это фигурка не более 10 см в высоту, изображающая людей или животных. Старооскольскую игрушку легко отличить от других — она ни чем не тонируется, не глазуруется. Шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев рук мастера, поверхность игрушки лишний раз указывает на ее рукотворность. Старооскольская игрушка обладает простотой и лаконичностью форм.
Богородская деревянная игрушка
Богородская игрушка Богородская резьба по дереву - знаменитый народный промысел Подмосковья, зародившийся в середине XVII века в селе Богородское, расположенном вблизи от знаменитого Троице-Сергиева монастыря. Многим с детства знакома богородская игрушка из белой не-окрашенной древесины липы. Особенно интересны изделия с движением - на планках, с балансом и кнопкой. Такие незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления преображают игрушку, как бы оживляют ее, делают выразительной и привлекательной. Игрушка «Кузнецы» стала символом промысла. Стоит подвигать планками - и тут же начинается бойкая работа, в такт застучат по наковальне молоточки. Изображение этой игрушки является в настоящее время зарегистрированным товарным знаком предприятия «Богородский резчик».
Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур. Каргопольская игрушка
Полхов-Майданская роспись
Полхов — майданская роспись значительно моложе Хохломской и Городецкой — ее особенности сложились в 20-х г. ХХ в. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полховско-майданская игрушка или как ее называют сами мастера «тарарушка», появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан.
При всем многообразии и непредсказуемости полховмайданской росписи, сюжетно ее можно разделить на два основных вида: это растительный орнамент, где ведущим элементом является дикая роза – шиповник – и пейзаж с сельским видом, с закатным состоянием в природе – заря. Тот и другой вид росписи существуют как в чистом виде, так и в сочетании, образуя третью разновидность росписи – орнаментально-тематическую композицию.
В сёлах Полхов-Майдан и Крутец Нижегородской (Горьковской) области расписывают праздничными узорами различные деревянные сувениры — матрёшек, коней-троек, а также шкатулки, пасхальные яйца, вазочки, солонки, кубки, толкушки для кухни. Все эти предметы щедро украшают сочной орнаментальной и сюжетной росписью.