Тема урока: внешнее строение листа. Вы узнаете: Какое строение имеет лист. Как могут располагаться листья на побеге.
Вспомните экскурсию в школьный сад и назовите особенности строения цветковых растений.
Рассмотрите «Ботаническое древо» и ответьте на следующие вопросы: Что изобразил художник на рисунках под номерами 1а, б, в, 2г? Что изображено на рисунках 3д, е, ж? Что изобразил художник на рисунке 4? Что изображено на рисунке 5?
Работа с терминами. Запишите определения следующих понятий: лист, листовая пластинка, черешок, основание листа. Листовая пластинка – это расширенная часть листа. Основание листа – нижняя часть черешка, которая связывает лист с узлом стебля. Черешок – суженная стеблевидная часть листа. Лист – боковая часть побега. Он состоит из листовой пластинки, черешка, основания и прилистников.
Работа с гербарным материалом. Рассмотрите на гербарных экземплярах простые листья. Отметьте у них: основание, прилистники, черешок, листовую пластинку. У всех ли листьев можно найти эти части?
Листья простые и сложные. Сравните листья каштана и осины. Чем они отличаются?
Листорасположение. Листорасположение – порядок размещения листьев на побеге. Подумайте, как располагаются листья на стебле крапивы?
Самостоятельная работа. Распределите растения по расположению листьев на стебле. Ответ оформите в виде таблицы, в которую выпишите соответствующие цифры: липа сирень берёза клён олеандр яблоня крапива вороний глаз подмаренник
Самопроверка.
Домашнее задание. § 18, изучите расположение и разнообразие листьев ваших комнатных растений, заполните таблицу: