Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Будённовска Урок биологии: Влияние асоциальных факторов на экосистему человека Учитель: Волохова Ж. А.
Факторы, влияющие на организм человека Абиотические солнечная радиация вода спектр видимого излучения тропосфера Биотические пища сырьё для изготовления одежды строительные материалы паразитирующие организмы
Здоровье человека – объективное состояние и субъективное чувство полного физического и социального благополучия. Факторы, сохраняющие здоровье: Двигательная активность Закаливание Режим труда и отдыха Рациональное питание Психическое состояние человека Факторы, разрушающие здоровье: Гиподинамия Переедание и недоедание Умственные и физические нагрузки Социальное воздействие Вредные привычки Загрязнение окружающей среды
Задачи урока: рассмотреть особенности влияния факторов среды на организм человека, протекания физиологических процессов в нём доказать, что употребление наркотиков и алкоголя отрицательно влияет на здоровье и продолжительность жизни
Алкоголизм – это заболевание, характеризующееся психофизической зависимостью от алкоголя, в основе которой лежит включение алкоголя в обменные процессы организма.
Влияние этанола на системы органов человека Нервная система- нарушение условно-рефлекторной деятельности ЦНС; нарушение согласованности в процессах возбуждения и торможения; нарушаются произвольные движения ( координация движений). Почки- вызывает гибель почечных клубочков и отравление продуктами обмена Половые железы- снижение половых функций
сердечно-сосудистая система Жировое перерождение сердца Расширение кровеносных сосудов Усиление теплоотдачи организмом
Головной мозг Уменьшается скорость проведения нервных импульсов Формируется «приобретённый центр алкоголизма» в гипоталамусе Рефлекторная регуляция концентрации алкоголя в крови
Пищеварительная система Фермент печени алкогольдегидрогеназа расщепляет алкоголь, полученный при расщеплении питательных веществ Избыточное количество алкоголя требует достаточного количества фермента Избыток фермента запрашивает новые порции спиртов
В основе работы нервной системы лежит рефлекторный механизм Рецептор Чувствительный нейрон Отдел ЦНС (вставочный нейрон) Двигательный нейрон Рабочий орган
Наркотическое вещество блокирует дофаминовый транспортёр от всасывания дофамина обратно, орошая синапс с дофамином.
Участок головного мозга, отвечающий за получение человеком удовольствия
Эффект дополнительного стимулирования центра удовольствия
Зависимость – это не привычка, а серьёзная болезнь, так как изменения в головном мозге остаются навсегда
Наркомания- это тяжёлая, трудноизлечимая болезнь, разрушающая мозг, психику, физическое здоровье человека. Сердце- воспаление сердечной мышцы Печень- разрушается и перестаёт функционировать Пищеварительная система- разрушаются зубы, иссушаются слизистые оболочки, ухудшается аппетит и уменьшается масса тела Костный мозг- разрушаются эритроциты и организм испытывает кислородное голодание Органы размножения- снижается половое влечение, наблюдаются необратимые изменения в хромосомах
Итоги урока Что дал мне сегодняшний урок? Чем ценен для меня изученный материал? Как я оцениваю свою работу на уроке? Ощущаю ли я состояние усталости, тревожности, беспокойства? Испытываю ли я эмоциональный подъем, чувство удовлетворенности от урока?