Теории о происхождении человека Автор: Ветрова Нина Петровна
Основные теории происхождения человека Эволюционная теория (научная теория) Теория творения (религиозная концепция) Теория внешнего вмешательства (паранаучная теория) Теория пространственных аномалий
Эволюционная теория Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов — человекоподобных существ путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.
основные стадии эволюции человека: периоды последовательного существования антропоидных предков человека (австралопитек и др.); существование древнейших людей: питекантропа (древнейшего человека, или протерантропа или архантропа); стадия палеоантропа, то есть древнего человека (неандертальцы и др.). Развитие современных людей (неоантропов).
Теория творения (креационизм) Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги, возникли гораздо ранее, чем материалистические теории самозарождения жизни и эволюции антропоидных предков в человека. В разных философских, теологических учениях древности акт творения человека приписывался различным божествам.
Христианские взгляды на происхождение человека и «научный креационизм» Значительное распространение в мире получили христианские религиозные взгляды на сотворение мира и человека в нем, связанные с божественным творением Иеговы (Яхве) — единственного Бога во Вселенной, проявляющего себя в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын (Иисус Христос) и Бог-Святой Дух. Креационисты в большинстве своём отвергают эволюцию, приводя при этом факты, свидетельствующие в их пользу.
Теория внешнего вмешательства Согласно этой маргинальной паранаучной теории, появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время
Более сложные варианты ТВВ предполагают: скрещивание иномирян с предками людей; порождение человека разумного методами генной инженерии; создание первых людей гомункулярным способом; управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума; эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом.
Теория пространственных аномалий Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя - Энергия - Аура", характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции.
При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа. В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.
Выводы: 1. Происхождение человека является предметом изучения нескольких наук (антропология, теология, философия, история, палеонтология и т.д.). В соответствии с этим имеется множество теорий происхождения человека, в частности, как социального индивидуума, биологического существа, продукта деятельности внеземных цивилизаций и т.д. 2. Ни одна из существующих теорий происхождения человека не является строго доказанной. В конечном счете, критерием выбора для каждого индивидуума является вера в ту или иную теорию.
Выводы: 3. существует несколько вариантов выбора собственной точки зрения на происхождение человека: - отсутствие собственного мнения по причине безразличия к рассматриваемому вопросу – этот вариант присущ большинству населения Земли; - ортодоксальный выбор одной из теорий, к примеру, эволюционной, как это настойчиво предлагают школьные учебники, с игнорированием других мнений, то есть по принципу Абрама Терца (Синявского): «Обезьяна встала на задние лапы и пошла прямым путем к коммунизму»; - диалектичный подход к выбору, который присущ большинству объективных исследователей и научных работников и который состоит в том, что предполагается правдивость всех теорий, но с разной степенью вероятности. 4. На мой взгляд, человек является творением Разума, скорее всего инопланетного, хотя с 30-40%-ной вероятностью, возможно, я и не прав.