«Клетка – структурная и функциональная единица органического мира» МОУ «Ленская СОШ» Дистанционный курс Л.К.Юшкова учитель биологии МОУ «Ленская СОШ» 900igr.net
Введение Элементы содержания блока «Клетка – структурная и функциональная единица живых организмов» занимает существенное место в подготовке выпускников основной школы. Они служат базой для раскрытия сущности митоза, мейоза, онтогенеза, цитологии, их усвоение означает овладение выпускниками мировоззренческих вопросов о сущности жизни, единстве органического мира, живой и неживой природы. Как показывает опыт прошлых лет, ученики хуже знают материал о химической организации клеток, строении и функциях веществ клетки. Особенно трудными для школьников оказались вопросы по особенностям строения и функциям органических веществ клетки, процессах метаболизма и митоза. Учащиеся слабо справились с заданиями на определение антикодона, зависимость последовательности аминокислот в молекуле белка от последовательности нуклеотидов в тРНК и т.д.
Введение Данный учебно-методический пакет посвящён углублённому изучению темы «Структурная организация живых организмов» в 9 классе. УМП рассматривает данный блок знаний и включает: 1.Поурочный план 10 занятий (план использования ЭУП). 2. Теоретическую часть (лекции). 3. Практическую часть (задания – тренинги, задания – тесты, контрольные тесты).
Поурочный план занятий Занятие 1: История изучения клетки. Клеточная теория строения организмов. Занятие 2: Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. Занятие 3: Органические вещества клетки. Белки, жиры и углеводы. Занятие 4: Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. Занятие 5: Особенности строения и жизнедеятельности клетки. Эукариотическая клетка. Занятие 6: Прокариотическая клетка. Занятие 7: Пластический обмен веществ. Биосинтез белков. Занятие 8: Энергетический обмен. Занятие 9: Деление клеток. Занятие 10: Самоконтроль. Дополнительный материал. Источники.
Поурочный план занятий. Занятие 1: История изучения клетки. Клеточная теория строения организмов. Цели изучения темы: познакомиться с основными положениями клеточной теории, с историей развития представлений о клетке; развивать умения сравнивать строение различных клеточных структур, объяснять причины их сходства и различия; сформировать убежденность в том, что различные органоиды образуют в клетке структурно-функциональное единство. тренинг тест лекция
Поурочный план занятий. Занятие 2: Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. Цели изучения темы: расширить знания о химическом составе внутриклеточной среды; строении и значении в жизни клетки различных неорганических и соединений; развить навыки выявлять связь между составом, строением химических соединений и его функциями в клетке. тренинг тест лекция
Поурочный план занятий. Занятие 3: Органические вещества клетки. Белки, жиры и углеводы. Цели изучения темы: расширить знания о химическом составе внутриклеточной среды; строении и значении в жизни клетки различных органических соединений – белков, жиров и углеводов; развить навыки выявлять связь между составом, строением органических соединений и его функциями в клетке. тренинг тест «Белки» лекция тест «Жиры» Тест «Углеводы»
Поурочный план занятий. Занятие 4: Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. Цели изучения темы: расширить знания о химическом составе внутриклеточной среды; строении и значении в жизни клетки биополимеров – нуклеиновых кислот; развить навыки выявлять связь между составом, строением органических соединений и его функциями в клетке. тренинг тест лекция тест по теме
Поурочный план занятий. Занятие 5: Особенности строения и жизнедеятельности эукариотической клетки. Цели изучения темы: - изучить особенности строения эукариотической клетки; - раскрыть взаимосвязь особенностей строения органелл клетки с выполняемой функцией; -развивать умения сравнивать строение различных клеточных структур, объяснять причины их сходства и различия; - сформировать убежденность в том, что различные органоиды образуют в клетке структурно-функциональное единство. тренинг тест лекция
Поурочный план занятий. Занятие 6: Прокариотическая клетка. Цели изучения темы: -рассмотреть особенности организации прокариот, показать многообразие бактерий, их роль в природе и жизнедеятельности человека; - уметь объяснять различие живых существ по признаку наличия оформленного ядра, строение прокариот на примере бактериальной клетки. тренинг тест лекция
Поурочный план занятий. Занятие 7: Пластический обмен веществ. Биосинтез белков. Цели изучения темы: познакомиться с различными формами обмена веществ в клетке и организме; научиться выявлять причинно-следственные связи обменных процессов; убедиться в глобальном значении обменных энергетических процессов; формировать научное мировоззрение, навыки владения научной терминологией. тренинг тест лекция
Поурочный план занятий. Занятие 8: Энергетический обмен. Цели изучения темы: - изучить этапы энергетического обмена, процесса фотосинтеза, выявить его закономерности. тренинг тест лекция
Поурочный план занятий. Занятие 9: Деление клеток. Цели изучения темы: - изучить процесс деления клетки путём митоза; - выявить биологическую роль митоза. тест лекция проверь себя
Поурочный план занятий. Занятие 10: Самоконтроль. Цель: - проверка и контроль знаний по дистанционному курсу. Контрольный тест по модулю. (пароль «шок»)
Дополнительный материал Великие учёные биологи. Обязательный минимум содержания. Краткий биологический словарь.
Источники Биология. 2006. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. Рособрнадзор, ИСОП - М. :Интеллект – центр, 2006. Заяц Р.Г. и др., Биология для абитуриентов. Вопросы, ответы, тесты, задачи. Мн.: ООО «Юнипресс», 2002 3. Лернер Г.И. Государственная итоговая аттестация 2008. биология. Тренировочные задания: 9 класс - М.: Эксмо, 2008. 4. Лернер Г.И.. ЕГЭ – 2006: Биология. Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 2006. Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10, 11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие.– М.: Эксмо, 2005. Чернухина И.В. Чернухина И.В. Знаете ли вы биологию? Новосибирск: Сиб. унив. Изд-во, 2004 7. CD «Открытая биология – 2,5» ООО «Физикон» 2004 8. Единая коллекция ЦОР