Тема урока: Клетка – система систем
Цель урока: Познакомиться со строением и функциями органоидов цитоплазмы Определить роль каждого органоида в жизни клетки Научиться распознавать органоиды по внешнему виду Углубить знания о строении эукариотической клетки как системы систем
I.РЕФЛЕКСИЯ. 1.Укажите особенности молекулярного строения плазматической мембраны
Строение плазматической мембраны: Липиды (30 %) (гидрофильные головки, гидрофобные хвосты.) Белки трех видов: (60%) периферические (на наружней или внутренней поверхности); полуинтегральные (погружены на разную глубину); интегральные пронизывают мембрану насквозь (трансмембранные канальные, каналообразующие). Углеводы: (до 10%) рецепторные функции мембраны – олиго или полисахариды, связанные с белками (гликопротеины), с липидами (гликолипиды)
2.Перечислите основные функции мембраны Отделение клеточного содержимого от внешней среды. Обеспечивает связь между клетками в тканях. Регуляция обмена веществ между клеткой и средой ( в основе лежит свойство избирательная проницаемость.
Самая крупная клеточная система: плазмолемма, цитоплазма ядро –
3.Взаимодействие каких компонентов самой крупной клеточной системы –плазмолемма, цитоплазма и ядро- вами установлены при наблюдении плазмолиза и деплазмолиза?
Полупроницаемость цитоплазматической мембраны обеспечивает поступление в клетку и выхода из нее воды. Плазмолиз — отделение пристеночного слоя цитоплазмы от твердой оболочки растительной клетки вследствие утраты ею воды. Деплазмолиз — возвращение цитоплазмы клеток растений из состояния плазмолиза в исходное состояние
II.В процессе изучения нового материала учащиеся заполняют таблицу
Клеточная система цитоплазмы: органоиды и включения
Клеточные включения
Органоиды. Вакуолярная система- одномембранные органоиды ЭПС Комплекс Гольджи Лизосомы вакуоли
Комплекс Гольджи
Лизосомы
вакуоли
Автономные - двумембранные органоиды:пластидымитохондрии
Пластиды
Немембранные органоиды:рибосомыклеточный центрцитоскелет
Рибосомы
Клеточный центр
Цитоскелет
III.Закрепление. Задание №1 Установите функциональные связи между компонентами клетки вакуоли → лизосомы . ЭПС → ап. Гольджи . Митохондрии → ЭПС ЭПС → ап.Гольджи → лизосомы
Задание №2 Одни и те же составные части клетки, как камешки в калейдоскопе, способны образовывать ту функциональную систему, которую требуют условия окружающей среды. Объясните на примере предложенных схем Возбудитель туберкулеза в окружающей среде ↓ Плазмолемма → → → антитела. ↓ Клетка → рибосомы на ЭПС → белок ↓ для нужд организма. ап. Гольджи, лизосомы → антитела
Нет возбудителя туберкулеза ↓ Плазмолемма ↓ Клетка → рибосомы в гиалоплазме ↓ белок ↓ для нужд клетки.
Ваш комментарий к рисунку
: Какие органоиды изображены на данных рисунках?(используй полученные знания при заполнении далее сравнительной таблицы)