Урок №2 Сущность жизни и свойства живого вещества.
Цели: Расширить знания учащихся об основных свойствах живого вещества,чертах сходства и отличия живой материи от неживой;сформировать знания об уровнях организации живой природы;продолжить развитие умений работать с текстом,составлять схемы и таблицы.
План урока Организационный момент.Проверка знаний по теме: «Биология: предмет, задачи, методы исследования связь с другими науками. Значение биологии».Изучение новой темы.Рефлексия.
Задание № 1: Заполните таблицу:
Задание № 2 О каком методе исследования идет речь:
Ответ: 1. описательный2. экспериментальный3. моделирование4. сравнительный5. исторический6. наблюдение
Что такое жизнь? Ф.Энгельс:”Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел”. В это определение вошли два важных положения:1)Жизнь тесно связана с белками.2)Непременное условие жизни – постоянный обмен веществ,c прекращением которого прекращается и жизнь.М.В.Волькенштейн определяет это понятие так: “Живые тела , существующие на Земле , представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы , построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот”.
Проблемный вопрос: Почему понятие «ЖИЗНЬ» является трудноопределяемым в науке?
Критерии жизни: Единство химического составаОбмен веществCамовоспроизводениеНаследственность, изменчивость.Рост и развитиеСаморегуляцияРаздражимостьДвижениеПриспосабляемостьДискретностьРитмичность
Уровни организации жизни: БиосферныйБиогеоценотическийПопуляционно – видовойОрганизменныйТкано – органныйКлеточныйМолекулярный
Рефлексия: Почему существует множество понятий «ЖИЗНЬ», но нет ни одного краткого и общепринятого?Выделите основные признаки понятия «Биологическая система».Согласны ли Вы с тем, что описательный период в биологии продолжается и в 21 веке? Ответ обоснуйте.
Вопросы: Как проявляются свойства живого на различных уровнях организации?Назовите биологические макромолекулы, входящие в состав живых систем?Перечислите и охарактеризуйте уровни организации живой материи.
Домашнее задание