Биология 6 класс. Учитель МОУ СОШ № 97 Левобережного района г. ВоронежаМалюкова Наталья Анатольевна.Воронеж 2008 г.
Письмо Незнайки к шестиклассникам « Я люблю собирать разные листья. Красивые листья у клёна, они имеют Такое же строение и у листьев земляники, каштана. Называются эти листья сложными. Интересно и расположение жилок на листьях – известно до видов жилкования. Например, у листьев березы оно , у ландыша – у листьев яблони – сетчатое».
Вариант 1 Вариант 2
Самопроверка. 1 вариант.1 а , в.2 а.3 в.4 б.5 в.6 а , б , в.7 в. 2 вариант.1 в.2 в.3 а.4 в.5 б.6 в.7 в.
Основная функция зелёного листа. Фотосинтез.
Все органические вещества, как бы они ни были разнообразны, где бы они ни встречались, в растении ли, в животном или человеке, прошли через лист, произошли от веществ, выработанных листом. Вне листа или, вернее, вне хлорофиллового зерна в природе не существует лаборатории, где бы выделялось органическое вещество. Во всех других органах и организмах оно превращается, преобразуется, только здесь оно образуется вновь из вещества неорганического. К.А. Тимирязев.
Цель урока. Расширить и углубить знания о питании растений и листе как органе воздушного питания , взаимосвязи его строения и выполняемых функций; Вырабатывать практические умения и навыки по постановке и проведению опытов и наблюдений по изучению процесса фотосинтеза;Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;Обобщать и делать выводы , применять полученные знания и воспитывать бережное отношение к растениям.
План изучения нового материала. 1. Компоненты необходимые для выполнения основной функции листа. 2. Образование веществ в листе с участием СО2 , солнечного света, Н2О с минеральными веществами. 3. Выделение веществ из листьев в атмосферу под действием этого важного процесса. 4. Процесс фотосинтеза. 5. Способы питания живых организмов.
Компоненты необходимые для выполнения основной функции листа. 1. Для получения первого компонента растения приспособились специально располагать листья в виде мозаики или прикорневых розеток. 2. Большинство растений имеют листья зеленого цвета. Благодаря какому веществу они имеют такую окраску ?3.Третий компонент – это газ, который выделяют в атмосферу при дыхании все живые организмы.4. Четвертый компонент – это вещества , которые поднимаются по сосудам корня, стебля и попадают в сосуды жилок листа.
Образование веществ в листе с участием углекислого газа, солнечного света, воды с минеральными веществами. Консультанты лаборанты :Ивакин Александр ;Лялин Алексей.
Выделение веществ из листьев в атмосферу под действием этого важного процесса.
Название этого процесса образовалось от 2-х греческих слов« фотос» - свет, а « синтезис» - соединение, поэтому этот процесс называется фотосинтезом.
Фотосинтез - это процесс, в котором зеленое растение из неорганических веществ ( углекислого газа и воды) под действием солнечной энергии образуется органические вещества ( преимущественно глюкоза) и кислород.
Клетки зеленого листа под микроскопом.
Автотрофы – смотрите учебник страница 102.Гетеротрофы – смотрите учебник страница 102.
Стоит зеленому листу прекратить работу на несколько лет, и все живое население земного шара , в том числе и человечество, погибнет. Костычев С. П.
Проверь себя. 1. Процесс образования на свету с помощью хлорофилла органических веществ из воды и углекислого газа называется .2. Главными компонентами процесса фотосинтеза являются , , , . 3. Живые организмы неспособные синтезировать из неорганических веществ органические и получающие с пищей в виде готовых органических соединений, называются .4. Живые организмы, способные самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических, называют .5. В процессе фотосинтеза выделяются следующие вещества – и .6. Русский ученый, который внес большой вклад в изучение процесса фотосинтеза .7. Вещество , которое содержится в хлоропластах .8. Вещество , с помощью которого можно обнаружить крахмал в листьях растений .
Домашнее задание. § 28 , тетрадь стр. 24-25. индивидуальное задание: 1 вариант.Заложить опыты по дыханию семян. 2 вариант.Составить кроссворд по теме « Фотосинтез».