МОУ Пальниковская средняя общеобразовательная школа УРОК ПО ТЕМЕ:«Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний»для учащихся 8 классаСоставитель:преподаватель биологииКужлева Л.И.
Цель урока:Сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и гигиенические представления о причинах заболевания мочевыделительной системы.Оборудование:ДЛЯ УРОКА Таблица «Строение мочевыделительной системы»; Самодельные таблицы «Состав крови», «Состав плазмы, первичная моча, вторичная моча»; Бланки «Анализ мочи».
I. Изучение нового материала
ПОЧКА Парный орган бобовидной формы, сверху расположены надпочечники. Верхний конец доходит до уровня 11 грудного позвонка, а нижний – до верхнего края третьего поясничного позвонка. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1-1,5 см ниже левой. Вес почки 300г. Снаружи почка покрыта прочной и эластичной капсулой.
Мочеточники Это трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре, впадают в мочевой пузырь. Плавными движениями мочеточники препровождают образующиеся в почках мочу к мочевому пузырю. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи. Мышечные волокна мочеточников сокращаются по спирали, что препятствует обратному оттоку мочи.
Мочевой пузырь Это непарный орган, не слишком большой и не слишком маленький – зачем транспортировать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами. Емкость мочевого пузыря составляет 500-750 мл.
Мочевыделительная система
Микроскопическое строение почки Структурная единица почки – нефрон. В каждой почке их около 1 млн. нефрон можно образно сравнить с жемчужиной, россыпь которых хранит в себе почка, или с драгоценным фильтром, вложенным в простой мундштук.
Образование мочи Запомни и запиши!
Функции почек ЗАПОМНИ! И ЗНАЙ!Участвуют в поддержании постоянного состава внутренней среды;Участвуют в регуляции артериального давления (синтез ринита);Стимулируют образование эритроцитов;Образуют биологически активные вещества.
Причины и профилактика заболеваний мочевыделительной системы Ученик!Ты должен это знать!
Ребята!В качестве закрепления изученного материала предлагаю вам :ЗАДАНИЕ №1 Разместить в правильной последовательности таблички
ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ!!! Они как два больших бобаНа связках закрепились.У позвоночного столбаУютно разместились.Фильтруют почки нашу кровьС невиданным упрямствомЧтобы во внутренней средеДержалось постоянство.Нефрон содержит капсулы,Канальцы и клубочки.Нефронов целый миллионСодержан наши почки.Проходит кровь через нефрон,Каналец здесь решает,Чему вернуться в организм,А что он удаляет.Мы смолоду должны учесть,Что нам всего дороже.Беречь должны не только честь,Но наши почки тоже.
Задание на дом: Изучить § 40,41, составить схему взаимосвязи мочевыделительной системы с другими системами органов человека.
Составитель презентации: Учитель биологии:Кужлева Людмила Ивановна