Выделение. Мочевыделительная система Урок подготовлен Лебедевой Т.И.учителем биологии МОУ СОШ с.Пышлицы Шатурского района Московской области
Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока?
Сегодня на уроке мы… Изучим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке. Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной. Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.
Этапы обмена веществ
Выделение веществ за сутки из организма человека (по Старлингу и др.)
Эволюция выделительной системы животных
Строение мочевыделительной системы
Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика, рисунок на слайде поможет вам. СЛОВАРИК: объемом, две, форме, почки, Мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, Масса.ТЕКСТ: У человека ? почки. Расположены они на уровне ?, с обеих сторон ?. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 –1,5 см ниже левой. По ? почка напоминает боб. Величина ? – с кулак человека. ? – 150-200 г, длина – 10-12 см, ? – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники. ? - трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю. Мочевой пузырь — ? орган, ? 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?
У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю. Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?
Словесные пропорции Образец:Орган : система органов = ? : тканьОтветы для выбора: организм, особь, клетка, органоидРешите предложенные пропорции, используя слова-подсказки: трубочки, почки, кожа, моча, выделение. (Не попадитесь в ловушку, здесь есть лишние слова)мочевой пузырь : мочевыводящий орган = ? : мочеобразующий органлегкие : углекислый газ = почки : ?мочевой пузырь : мускульный мешок = мочеточники : ?
Строение почки
Проверьте свои знания
Микростроение почки
Уберите лишнее Извитой каналецПетляЛоханкаСобирательная трубочкаКапиллярный клубочекМочеточникИзвитой каналецКапсула
Какими номерами обозначены части нефрона:Извитой каналецКапиллярная сеть канальцаПочечная капсулаСобирательная трубочка Капиллярный клубочек
Работа нефрона
Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности. Мочевой пузырьМочеточникиЛоханкаПочечные чашкиМочеиспускательный канал
Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа? 1500 литров150 литров1,5 литраОТВЕТ: 1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки;150 л первичной мочи образуется; 1,5 литра – вторичной.
Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу. водасолиаммиакмочевинааминокислотыводасолиаммиакмочевинаглюкозавитамины
Функции почек Осмыслите факт: при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней.Объясните: а) Какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из окружающей среды не поступали? б) Какие функции выполняют почки?Функции почек:1) выделительная (выводят избыток воды, солей, продукты метаболизма);2) защитная (выведение токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ).3) участвуют в поддержании гомеостаза.
Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения Они как два больших бобаНа связках закрепились,У позвоночного столбаУютно разместились.Фильтруют почки нашу кровьС невиданным упрямством,Чтобы во внутренней средеДержалось постоянство.Нефрон содержит капсулы,Канальцы и клубочки.Нефронов целый миллионСодержат наши почки.Проходит кровь через нефрон,Каналец здесь решает,Чему вернуться в организм,А что он удаляет.Мы смолоду должны учестьЧто нам всего дороже:Беречь должны не только честь,Но наши почки тоже.
Составьте рассказ по схеме
Какое отношение имеют эти предметы к теме нашего урока?
Продолжите фразу:Изученный материал дает мне…Полученные знания я могу применить…Мысленно воспроизведите урок. Ответьте на вопросы:На каких этапах и почему возникли сложности?Можно ли было их избежать?Что для этого нужно сделать?За что Вы можете себя похвалить?
Домашнее задание.
Проверьте свои знания
Проверьте свои знания
Причины заболеваний почек Осложнение после ангины, гриппа, скарлатины, кариесаВосходящие инфекции при несоблюдении правил гигиеныПереохлаждение (особенно поясничной части)Переедание; мясо, острые продукты, алкогольЯдовитые вещества (в т.ч. алкоголь, компоненты табачного дыма, некоторые лекарственные препараты и др.)
Сравните анализ мочи здорового и больного человека
Дайте объяснения фактам Каждый грамм почечной ткани потребляет в 8 раз больше кислорода, чем такое же количество мышечной ткани сердца.Потребление кислорода почками равняется в среднем 1/11 всего потребления кислорода телом, хотя почки составляют лишь 1/112 веса тела. Следовательно, для образования мочи затрачивается очень большое количество энергии. Вес почек у новорожденных по отношению веса тела вдвое больше, чем у взрослых Добавочная почка - очень редкий вид аномалии, в мировой литературе описано всего 50 случаев
Объясните с научной точки зрения К энергоемким органам, то есть таким, на функционирование которых тратится значительная энергия, относят сердце и почки. При этом масса данных органов невелика. Объясните приведенные факты. Продолжите список энергоемких органов. Укажите органы, которые можно считать неэнергоемкими. Почему?
Найдите в списке один лишний объект. Аргументируйте свой выбор. ПочкаМочеточникМочеиспускательный каналНадпочечникМочевой пузырь.
Источники: Воронина, Г. А. Школьные олимпиады. Биология. 6—9 классы / Г. А. Воронина. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 176 с. — (Школьные олимпиады).Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений - М.: «Вентана-Граф», 2007. Е.А. Евсеева // Биология в школе N° 2 - 2003 Здравушка. Научно-популярный альманах для детей.Составители: Колотило А.С., Шведова Л.П. и др.- Днепропетровск, 1995 – 543 с Контрольные измерительные материалы. Биология. 8-9 классы: материалы для организации инспекционного и внутришкольного контроля / авт.-сост. Т.Н. Зайцева, Л.В. Коновалова; ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области». - Курган, 2010. - 80 с.Лернер Г.И.Биология. Тема «Человек» (8—9 классы) : Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы / Г.И. Лернер. — М. : Эксмо, 2007. — 192 с. — (Мастер-класс для учителя).Мультимедийное учебное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека». Просвещение. ЗАО «Новый диск», 2003Пепеляева О.А., Сунцова И.В.. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8 (9) класс. – М.: ВАКО,2007. - 464 с. – (В помощь школьному учителю), стр. 286-294Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Биология. 8 кл. Человек: Учебн.для общеобра. Уч. заведений. – Дрофа, 2000, 2008 г.г.Электронный образовательный комплекс «Биология, 7 кл. Животные» на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. - «1С», ООО «1С-Паблишинг», «Вентана-Граф», 2006.Электронный образовательный комплекс «Биология, 8 кл. Человек», созданный на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. – ЗАО «1С», ООО «1С-Паблишинг», «Вентана-Граф», 2007.Электронная энциклопедия К;ирилла и Мефодия, 2007