"Основы селекции" Электронное пособие 5klass.net
Задание: отгадайте ключевое слово кроссворда 8 – наследственное изменение генотипа 1 – процесс передачи «наследственных задатков» от поколения к поколению 2 – совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа со средой обитания 3 – наследственное изменение, которое выражается в кратном увеличении числа хромосом 4 – наука о наследственности и изменчивости 5 – ненаследственное изменение фенотипа под влиянием внешней среды 6 – необратимый процесс исторического развития живых существ и их сообществ 7 – организм, полученный в результате скрещивания особей, отличающихся наследственными задатками 1 2 3 4 5 6 7 8 1 н а С л е д о в а н и е 2 ф Е н о т и п 3 п о л и п Л о и д и я 4 г Е н е т и к а 5 м о д и ф и К а ц и я 6 э в о л ю Ц и я 7 г и б р И д 8 м у т а ц и Я
Сегодня на уроке: Знакомимся с понятием «селекция» Определяем задачи селекции как науки Знакомимся с результатами селекции растений, животных и микроорганизмов Знакомимся с основными этапами становления селекции как науки и их результатами Изучаем основные методы селекции (отбор, гибридизация, мутагенез и другие) Проверяем полученные знания
Задание на дом: Выучить определения: селекция, сорт, порода, штамм, аутбридинг, инбридинг, гетерозис, чистая линия, инбридная депрессия Называть основные задачи (5) селекции Называть этапы (3) становления селекции как науки и давать их краткую характеристику Называть и давать характеристику основных методов селекции (не менее 5) Заполнить таблицу «Основные методы селекции растений и животных» 6. Выписать достижения советских ученых в селекции растений и животных
Предмет и задачи селекции Задание 1: вспомните из курса биологии 6-7 класса определение «селекция». Задание 2: сравните ваше определение с определением в вашем учебнике (с.105-106). Чем отличаются эти определения? Задание 4: представьте, что Вы селекционер и Вам необходимо создать новый сорт (ознакомьтесь с заданиями и решите их) Задание 3: результатами селекции являются породы, сорта и штаммы (найдите определения этих понятий в учебнике с.106 и выпишите их в тетрадь)
Сорта растений Сорта капусты: 1 – белокочанная 2 – цветная 3 – брюссельская 4 – кольраби 5 - савойская Сорта гладиолусов 1 2 3 4 5
Породы животных Породы лошадей Породы овец Цигейская Асканийская Каракульская Арабская Арабская Ахалтекинская Владимирский тяжеловоз Орловский рысак
Предмет и задачи селекции Селекция – наука об улучшении уже существующих и о выведении новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку свойствами. Задачи селекции: Повышение урожайности сортов и продуктивности пород Улучшение качества продукции Повышение устойчивости к заболеваниям Экологическая пластичность сортов и пород Пригодность для механизированного и промышленного выращивания и разведения
Этапы становления селекции Задание 1: рассмотрите схемы, сделайте вывод о первом этапе развития селекции 1 этап – одомашни-вание Первые попытки предприни-мались еще за 20-30 тыс. лет до н.э. собака овца курица банкивская курица архар волк
Этапы становления селекции 2 этап – широкое одомашнивание (началось с 8-6 тыс. до н.э.) 3 этап – разработка научных основ селекционной работы Вавилов Н. И. (1887 – 1943 гг) Направления научной работы Н. И. Вавилова формирование задач современной селекции создание учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений закон гомологических рядов разработка проблемы иммунитета растений создание коллекции семян культурных растений и их дикорастущих предков создание сети институтов и селекционных опытных станций в стране
Методы селекции Таблица «Основные методы селекции растений и животных Задание 2: сравните методы селекции растений и животных. Сделайте вывод, что общего и чем отличаются методы селекции растений и животных. Задание 1: используя предложенную схему, текст учебника (с.107-108, 118-119) и дополнительную литературу, заполните таблицу. Методы селекции Селекция растений Селекция животных
Повторяем! итог Методы селекции Подбор родительских форм Индуцированный мутагенез Получение полиплоидов Испытания по потомству Гибридизация (аутбридинг, инбридинг) Искусственный отбор (массовый, индивидуальный) Селекция Сорт Порода Штамм
Достижения селекции растений Селекционер Примеры работ по гибридизации Мичурин И.В. Карпеченко Г.Д. Цицин Н.В. Лукьяненко П.П. Пустовойт В.С. Черемуха х Вишня Идеал = Церападус Бельфлер желтый х Китайка = Бельфлер-китайка Редька х Капуста = Капустно-редичный гибрид Пшеница х Пырей = ППГ Пшеница х Рожь = Тритикале Гибридизация географически отдаленных форм (Саратовская-29, Безостая-1) Работа с подсолнечником (получение сортов с масличностью более 50%) Задание: используя текст учебника (с.111-112) и дополнительную литературу, заполните таблицу.
Достижения селекции животных Селекционер Примеры работ по гибридизации Иванов М.Ф. Результаты отдаленной гибридизации Английская порода х Украинская порода = Белая степная украинская Кобылица х Осел = Мул Архар х Меринос = Архаро-меринос Белуга х Стерлядь = Бестер Хорек х Норка = Хонорик Карп х Карась = Гибрид Задание: используя дополнительную литературу, заполните таблицу.
Проверь себя: Нормы оценок: «5» – 7 баллов «4» – 5 - 6 баллов «3» – 3 - 4 балла Эталон ответа: 1 – аутбридинг 2 – порода 3 – селекция 4 – гетерозис 5 – инбридинг 6 – сорт 7 – штамм
Использованная литература: Учебник И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова «Основы общей биологии», М., «Вентана – Граф», 2003 год Методическое пособие О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова «Универсальные поурочные разработки по общей биологии», М., «ВАКО», 2006 год ЭУИ «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», ООО «Кирилл и Мефодий», 2007 год ЭУИ «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Общая биология 11 класс», ООО «Кирилл и Мефодий», с изменениями и дополнениями, 2007 год ЭУИ «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс», Республиканский мультимедиа центр, 2004 год