Государственное учреждение образования«Брагинская средняя школа»г.п. Брагин Гомельской областиРазмножение и развитие насекомыхРазработалучитель химии и биологииПетреня Игорь Михайлович
Проверим домашнее заданиеУстно1. Какое царство живых организмом мы изучаем? Назовите несколько признаков царства.2. Какой тип живых организмов мы изучаем? Назовите несколько признаков типа.3. Какие классы организмов относятся к изучаемому нами типу? Какие классы мы закончили изучать? Какой класс изучаем сейчас?4. Перечислите основные признаки изучаемого нами класса организмов.ПисьменноВыполните, пожалуйста, задания, которые вы получили.
Задачи урокаВспомним известное:размножение и развитие ракообразных и паукообразных;строение половой системы насекомых.Узнаем новое:различные типы развития насекомых.Учимся сравнивать:развитие и размножение насекомых с развитием и размножением ракообразных и паукообразных;разные типы развития насекомых.
Особенности размножения насекомыхВспомним строение и функции половой системы
Особенности размножения насекомыхИнтересное из Интернета…Живорождение наблюдается у тараканов, кокцид, жуков и мух: яйца задерживаются в вагине, и развитие проходит внутри тела самки. Иногда яйца на некоторое время задерживаются в половых путях, начинают там развиваться, а затем откладываются, как у мух-тахин; у них же бывает яйцеживорождение, когда откладывается яйцо, содержащее готовую личинку, которая сразу же покидает яйцевую оболочку. Источник: Энтомология – всё о насекомых. Живорождение у насекомых.http://insecticea.ru/osobennosti_rolj_nasekomyh_kak_klassa_chlenistonogih_izuchenie_yentomologami/zhivorozhdenie_u_nasekomyh .
Особенности размножения насекомыхХарактерные признаки класса:раздельнополые животные,оплодотворение внутреннее,характерен половой диморфизм,чаще всего размножаются, откладывая яйца,возможен партеногенез,возможно живорождение.
Развитие с полным превращением,или с полным метаморфозомБабочки, жуки, мухи, комары развиваются с полным метаморфозом. У взрослого животного по сравнению с личинкой другая форма тела, конечности, ротовой аппарат, иные внутренние органы, есть крылья; у них разный образ жизни.Чтобы это произошло, нужна стадия покоя – куколка – самая загадочная стадия развития.
Развитие с полным превращением,или с полным метаморфозомСтадии развития:1) взрослое насекомое,2) яйцо (сильно увеличено),3) личинка,4) куколка.Бабочка откладывает оплодотворённые яйца на нижнюю поверхность листа, веточку растения. Считается, что яйца насекомых с метаморфозом не содержат много питательных веществ.
Развитие с полным превращением,или с полным метаморфозомЭтот тип развития – приспособление, позволяющее выживать в различных, часто неблагоприятных условиях жизни. Оплодотворённое яйцо не имеет большого запаса питательных веществ. Поэтому и нужна стадия прожорливой личинки – стадия накопления питательных веществ для дальнейших преобразований. Различия в питании – отсутствие внутривидовой конкуренции – способствует расселению насекомых.На фото: личинки жуков-щелкунов.
Развитие с полным превращением,или с полным метаморфозомСлева – внутренние, а справа – внешние органы
Развитие с неполным превращением,или с неполным метаморфозомЛичинки саранчи, кузнечиков, выходя из яиц очень похожи на взрослое насекомое по форме тела, по характеру питания и по местам обитания. Отличие состоит в недоразвитии крыльев, половых признаков, невозможности летать и в размерах тела. Им просто надо подрасти, не забыв о линьке.Линька многократная.
Развитие с неполным превращением,или с неполным метаморфозомСтадии развития:1) взрослое насекомое (самка откладывает в почву яйца,2) яйца в почве,3) личинки выбираются наружу из почвы.Стадия куколки отсутствует. Саранчатам надо сильно напрячься, что бы поднять засохшую почву. Раз, два, взяли! Ого! На них ещё видны остатки яйцевой оболочки.
Развитие с неполным превращением,или с неполным метаморфозом«Жареные» факты о насекомыхУ одного из видов цикад, проживающих в Северной Америке, период развития около 17 лет, вследствие чего насекомое появляется в большом количестве каждые 17 лет. По сравнению с большинством насекомых такой период развития представляется чрезвычайно долгим. Личинку называют нимфой. Индейцы жарят и едят эту цикаду.На изображении: переход цикады из стадии нимфы во взрослое насекомое.Источник: Свободная энциклопедия Википедия. Цикады.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%8B .
Развитие без превращения,или без метаморфозаВошь головная – мелкое паразитическое насекомое человека. Питается кровью, ротовой аппарат колюще-сосущий. На фотографии видны черты приспособлений к образу жизни: коготки, щетинки, направленные назад, нет крыльев. Вызывает заболевание педикулёз.Посмотрите внимательно. Какая же она чистюля! Ну, чем не красавица?!
Развитие без превращения,или без метаморфозаСтадии развития:1) взрослое насекомое:а)самец, б) самка;2) яйцо на волосе (гнида);3) личинки на разных этапах развития.У вшей личинки по своему внешнему виду ничем не отличаются от взрослых особей, кроме размеров и недоразвитием половой системы.
Ответим на вопросы и подведём итоги нашей работы1. Какие типы развития насекомых нам известны?2. Перечислите последовательные стадии для каждого типа развития насекомых. Приведите примеры насекомых.3. Охарактеризуйте каждую стадию развития насекомых: внешнее строение, образ жизни и биологическая роль.4. Какой тип развития насекомых обеспечивает наибольшую приспособленность к существованию? Почему? Докажите на примерах?5. *Как вы считаете, какой из изученных нами классов членистоногих имеет наиболее «продвинутые» черты в размножении и развитии? Докажите на примерах.
Домашнее задание1. Учить по учебнику §21, обратив вниманиена соответствующие рисунки.2. Устно ответить на вопросы №1 - №5 на странице 83, после параграфа.*3. Подготовить сообщение «Медведка – бич наших огородов. Особенности её строения и жизнедеятельности».
Активные ссылкина использованные изображенияфотография монарха:http://www.theatlantic.com/technology/archive/2013/05/not-a-metaphor-a-whole-new-way-to-watch-a-caterpillar-become-a-butterfly/275873/,изображение куколки и её внутренних органов:http://www.theatlantic.com/technology/archive/2013/05/not-a-metaphor-a-whole-new-way-to-watch-a-caterpillar-become-a-butterfly/275873/,фотография яйца монарха (увеличено):http://www.learner.org/jnorth/monarch/spring2013/c041113_egg.html,фотография яиц саранчи в почве:http://www.daff.gov.au/animal-plant-health/locusts/about/about_locusts/lifecycle,фотография самки саранчи, откладывающей яйца в почву:http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f2/SGR_laying.jpg,фотография личинок саранчи, которые выбираются из-под почвы:http://www.daff.gov.au/animal-plant-health/locusts/about/australia/pics-eggs,
Активные ссылкина использованные изображениябабочка монарх крупным планом:http://zagadkizemli.ru/9-babochka-monarx.html ,фотографии вшей на разных стадиях развития:http://www.parasitemuseum.com/,фотография яйца вши головной:http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Human_head_louse_egg.jpg,фотография вши головной:http://en.wikipedia.org/wiki/File:Male_human_head_louse.jpg ,фотография саранчи крупным планом:http://eldarmurtazin.livejournal.com/431082.html ,фотография гусеницы монарха:http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Monarch_butterfly_Caterpillar.jpg?uselang=ru ,фотография куколки монарха:http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Cocoon_Monarch_Butterfly.jpg?uselang=ru ,
Активные ссылкина использованные изображениясхема неполного метаморфоза у саранчи:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9D%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B7_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D1%85.png ,динамичное изображение выхода цикады из нимфы:http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Cicada_molting_animated-2.gif?uselang=ru ,фотография проволочников:http://agro-store.com.ua/vrediteli_i_bolezni_tomata_i_sposobi_ih_lecheniya ,схема женской половой системы насекомых:http://cronodon.com/images/insect_female_reproductive_system.jpg,схема мужской половой системы насекомых:http://cronodon.com/images/male_insect_reproductive_system.jpg.
Размножение и развитие насекомыхРазработалучитель химии и биологииПетреня Игорь Михайлович