«Прежде всего, и внимательнее всего изучайте биологию. Это изумительная наука, знаете… Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни…» М. Горький
Методическая разработка раздела образовательной программы курса биологии 6 класса по учебнику В.В.Пасечника темы «Жизнь растений.» г.Н.Новгород, 2010г. Выполнила: Жеглова Е.А.
Общие сведения о школе МОУ СОШ №6 Адрес: 603111 г. Нижний Новгород, Челюскинцев, д. 24, т. 297-20-50
Жеглова Елена Александровна Педагогический стаж – 20 лет Первая квалификационная категория Диплом ГГПИ им. М. Горького. – 1990 год Общие сведения об учителе
Содержание Используемые методы, приемы, формы организации деятельности Ожидаемые результаты освоения раздела программы Психолого-педагогическое обоснование Цели, задачи раздела Пояснительная записка Поурочное планирование по разделу Методическая разработка урока Список литературы
Пояснительная записка Учебная программа базового курса « Биология» для 6 класса вторая ступень обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта базового уровня общего образования. На изучение темы « Жизнь растений» в 6 классе отводится 8 часов учебного времени. За это время у учащихся должны быть сформированы знания об основных процессах жизнедеятельности растений: питании, взаимосвязи и различии процессов фотосинтеза и дыхания, роста и развития растения ; ребята знакомятся со способами размножения растений в природе и в сельском хозяйстве; также у учащихся формируются практические навыки: определение всхожести семян , правильное высевание семян, создание условий, необходимых для роста и развития растений, проведение искусственного опыления и размножения растений. Программа «Биология 6-11» под редакцией В.В.Пасечника
Актуальность выбранной темы Как показывает практика в настоящее время особый интерес у ребят вызывает практическое применение знаний полученных на уроках биологии. В теме «Жизнь растений» учащиеся знакомятся не только с процессами жизнедеятельности растений, но и как применять эти знания на практике: определение всхожести семян, высадка семян в почву, условия выращивания растений, проведение искусственного опыления и размножение растений.
Цель работы формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и навыках; развитие познавательных, интеллектуальных и созидательных способностей личности в процессе самостоятельного приобретения биологических знаний с использованием различных источников информации; воспитание отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
Задачи Обучающие: сформировать у учащихся знания об основных процессах жизнедеятельности растений; углубить, обобщить, расширить знания учащихся; научить учащихся определять всхожесть семян, создавать условия необходимые для роста и развития растений, выращивать и размножать растения, ухаживать за ними. аргументировано защищать свою точку зрения.
Развивающие: способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей в процессе выполнения экспериментальных исследований ; продолжить формировать умения наблюдать и делать выводы, грамотно и красиво оформлять свою работу; развивать воображение и фантазию, умение слушать при объяснении учителя; формировать самостоятельность, гибкость, глубину и критичность мышления, творческие и индивидуальные способности учащихся; формировать коммуникативные навыки. Задачи
Воспитательные: формировать положительные отношения к знаниям по биологии, эксперименту; воспитывать аккуратности в работе, работе в группах и индивидуально; привитие высоких нравственных принципов; воспитывать такие качества личности учащегося, как требовательность к себе, критическое отношение к результатам своей работы, настойчивость в достижении цели; развивать чувство самокритичности и самоконтроля. Задачи
Технологии преподавания темы Дифференцированное обучение Критическое мышление Исследовательский подход Здоровьесберегающие Личностно-ориентированный подход Информационные Проблемно-поисковый подход
Психолого-педагогическое обоснование Шестиклассник Характеризуется Рост познава-тельной активности и любозна-тельности Способность к самостоя-тельному творческому мышлению, рассуждению, сравнению, обобщению Развитие познава-тельных интересов Развитие смысловой логической памяти, понятийного мышления Развитие самосозна ния и самооценки
* Ожидаемые результаты освоения раздела программы Умение различать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза; закладывать и проводить опыты и наблюдения ; ОТЛИЧАТЬ МИНЕРАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА, УМЕНИЕ ОРЕДЕЛЯТЬ ВСХОЖЕСТЬ СЕМЯН,ВЫДЕЛЯТЬ ТЕПЛОЛЮБИВЫЕ И ХОЛОДОСТОЙКИЕ РАСТЕНИЯ,А ТАКЖЕ ЗАВИСИМОСТЬ ПРОЙЕССА ПРОРАСТАНИЯСЕМЯН ОТ ФАКТОРОВ СРЕДЫ. Выработка практического умения размножать растения и ухаживать за ними. УМЕНИЕ ПРИМЕНЯТЬ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ. Учащиеся должны уметь: ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛАБОРТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ; ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ, ИСПОЛЬЗУЯ РЕЗУЛЬТАТЫ НАБЛЮДЕНИЙ.
* Формы организации деятельности Индивидуальная работа Работа в парах Групповая работа Формы организации деятельности Фронтальная работа
Методы обучения Устного и письменного контроля и самоконтроля Стимулирование интереса к учению Словесные Наглядные Репродуктивные Проблемно-поисковые Индуктивные Дедуктивные Практические
Поурочное планирование темы «Жизнь растений» Составлено в соответствии с программой курса биологии для 6 – 11 классов общеобразовательных учреждений автор В.В.Пасечник (2009 год)
Поурочное планирование темы «Жизнь растений» ТЕМА 6: «Жизнь растений» (8 часов) 1 Химический состав растений. Минеральное питание растений. 1 час §32-33 2 Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. 1 час §34-36, (заполнить таблицу.) 3 Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю. 1 час §37 «Передвижение минеральных и органических веществ» - демонстрация. 4 Прорастание семян. 1 час §38 (задание 139,141 раб.тетрадь) П.р. « Прорастание семян» -демонстрация. 5 Растительный организм как единое целое. 1 час §39 Экскурсия 2 «Зимние явления в жизни растений» 6 Размножение споровых и голосеменных растений. 1 час §40-42 7 Вегетативное размножение покрытосеменных растений. 1 час §43 «Вегетативное размножение комнатных растений» -демонстрация. 8 Оплодотворение и опыление у покрытосеменных растений. Образование плодов и семян. 1 час §44
Методическая разработка урока. Тема урока: Прорастание семян. Тип урока: Урок изучения нового материала. Цель урока: Изучить процесс и разнообразие способов прорастания семян, а также выяснить условия, обеспечивающие этот процесс в жизненном цикле высших растений.
Задачи урока Развивающие Воспитательные Активизация познавательной деятельности, формирование умения использовать полученные знания, высказывать собственные суждения, делать выводы. Способствовать развитию практических навыков. Воспитывать и формировать трудовые, нравственные, эстетические качества учащихся, содействовать воспитанию коллективизма, интереса к изучению биологии и природы родного края.
Методическая разработка урока «Прорастание семян»
Контроль знаний учащихся Виды контроля Индивидуальный Групповой Тематический Текущий Итоговый Фронтальный
Контроль знаний учащихся Биологический диктант Контроль домашних письменных работ и тетрадей Формы контроля Дифференцированная проверочная работа Тесты Творческие задания Лабораторная работа
Контроль знаний учащихся Биологические игры Решение и составление кроссвордов Творческие задания Составление синквейнов и сочинение стихов Составление кластеров Мультимедиа-презентации Решение и составление ребусов и шарад
Урок 4. Прорастание семян Разработала: Жеглова Е.А. учитель биологии первой категории. Урок 4. Прорастание семян
Прорастание семян Что же нужно, чтобы из маленького твердого семени начало развиваться растение?
Период покоя семян
Ива
Сосна
Условия прорастания семян
Условия прорастания семян 1 2 3 сухо влажно много воды
Условия прорастания семян сухо влажно много воды 1 2 3 нет воздуха нет воды
Условия прорастания семян
Потребность в воздухе и воде у разных семян
Проросток
Типы прорастания семян
Подземный тип прорастания семян
Надземный тип прорастания семян
Тест 1. Для прорастания семян необходимы условия: а) вода; б) тепло; в) воздух (кислород); г) все варианты верны. 3.Растение растущее под водой 2. Требуется более высокая температура (выше 10 °С) для прорастания семян у растений: а) ячменя; б) ржи; в) огурца; г) петрушки.
Домашнее задание Изучить 38,выполнить задания 140 и 142 в рабочих тетрадях.
Давайте обмениваться мыслями, знаниями, умениями, с увлечением познавая еще непознанное. Будем беречь и уважать наше главное богатство- родную природу. Спасибо за участие! До свидания! Спасибо за внимание