Развитие эмоционально-волевой сферы подростков
В подростковом возрасте очень ярко проявляется стремление к общению с товарищами, заметно развивается чувство личной дружбы, потребность в дружбе на почве общих интересов, увлечений, совместной деятельности. Исследования показали, что привлекательность школы для подростка порой определяется не столько возможностью учения, сколько возможностью общаться с широким кругом товарищей. Понятия «товарищество» и «дружба» имеют различное содержание. Товарищество предполагает более широкий круг участников, психологическая основа его — чувство коллективизма, товарищеская спайка, атмосфера товарищеского сотрудничества. Дружба охватывает более узкий круг лиц, она более избирательна, предполагает чувство личной симпатии и тесное сближение подростков, привязанность друг к другу, доверительность отношений. Дружеские отношения в подростковом возрасте более устойчивы, носят эмоционально-напряженный характер.
Направленность личности подростков в общении определяется энергетическим потенциалом. Чтобы перейти на новый этап развития (самоактуализации), подростку надо что–то преодолеть.
Сверстники становятся эталоном для подражания, по ним подросток сверяет свои ценности, поскольку последние могут быть такими же, как и у других ребят. Потребность быть принятым средой значимых людей, боязнь быть отвергнутым являются главными в общении подростка. В связи с этим отношения с учителями, родителями и сама учебная деятельность могут быть отодвинуты на задний план.
Дружба между подростками складывается в основном по половому признаку, но через определенное время в подростковые объединения включаются и ребята противоположного пола.
Можно быть очень хорошими друзьями с представителями противоположного пола, не испытывая к ним никаких романтических отношений. Бывает так, что мальчику и девочке просто приятно разговаривать друг с другом на разные темы. Такого рода дружба оказывается очень полезной, потому что появляется возможность открыто обсудить все интересующие вопросы и при этом романтические чувства не будут мешать или заставлять стесняться.
РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности.
Характер (от лат. «character») — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок .
Именно в процессе коллективного труда развиваются лучшие черты направленности и воли личности.
В процессе овладения основами наук вместе с обогащением жизненного опыта и расширением кругозора формируются и развиваются интересы подростков, и прежде всего интересы познавательного характера (интерес к различным отраслям современной физики, астрономии, биологии), интерес к технике (особенно к ракетной технике и космическим аппаратам, новейшей авиационной технике, кибернетическим устройствам, в частности типа «роботов»). Очень видное место занимают интересы к спорту, шахматам, читательские интересы, интересы к кино, театру. Заметно развиваются общественно-политические интересы. Интересы в подростковом возрасте часто приобретают форму серьезных увлечений, подлинной страсти, которая буквально захватывает школьников, нередко в ущерб всем другим занятиям.
Так, для девушек друзья и их влияние имеют первостепенное значение. Что касается мальчиков, то на их предрасположенность к вредным привычкам влияет потребность в признании "своими" среди людей более старшей возрастной группы, а не только среди своих друзей.«Если подросток чувствует, что курение является социально приемлемым и широко практикуется, он имеет гораздо больше шансов не только курить, но также выпивать и, возможно, употреблять марихуану,» — говорит ведущий автор исследования доктор Дженнифер А. Эпштейн, доцент кафедры общественного здоровья Отдела профилактики и санитарного контроля.
Организация свободного времени подростковЗа последнее десятилетие в России произошло изменение условий для воспитания и отдыха детей. Препятствием для физического развития и овладения детьми важными культурно-досуговыми навыками стало закрытие многих спортивных и музыкальных школ либо их недоступность в силу повышения платы за занятия.
Воспитывающая деятельность клуба по месту жительства отличается особым характером: клуб привлекает благополучных детей, способствует их дальнейшему развитию, увлекая разнообразными делами; одновременно активно противостоит стихийным дворовым группам подростков, вовлекая их индивидуально или целыми группами в клуб.