Плоды. Распространение плодов и семян. Кондратенко Е.В.., учитель биологии, МОУ « СОШ № 6 », г. Троицка.
Цели: Образовательная: обобщить знания о биологической роли цветков растений; ознакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и значением в жизни растений.Развивающая: продолжить формирование умений сравнивать, систематизировать материал, делать выводы, работать с натуральными объектами, учебником и дополнительной литературой.Воспитательная: формирование умений осуществлять взаимоконтроль, воспитать бережное отношение к природе.
Эпиграф урока: «Для тех, кто мало знает и этого много, а для тех, кто хочет знать, много и этого мало». (Л. Зорина)
Тест 1.Цветок-это:а) яркий венчик;б) околоцветник;в) видоизменённый побег;г) часть побега.2. Главные части цветка:а) лепестки и чашелистики;б) пестик и тычинки;в) цветоножка;г) столбик и рыльце.
3. Часто ярко окрашены:а) чашелистики;б) тычинки;в) лепестки венчика;г) пестик.4. У раздельнополых цветков есть:а) тычинки и пестик;б) лепестки и чашелистики;в) только тычинки;г) только пестик.
5. Околоцветник состоит из: а) чашечки и венчика; б) пестика и тычинки; в) цветоложа и венчика; г) цветоложа и чашечки. 6. В пестике различают следующие части: а) тычиночная нить, пыльник, пыльцы; б) завязь, столбик, рыльце; в) цветоложе, завязь, рыльце; г) пыльник, завязь, рыльце.
Критерии оценок: 0 ошибок - «5»1 ошибка - «4»2 ошибки - «3»1-в,2-б, 3-в,4-в,г,5-а,6-б.
Какое значение имеют цветы в жизни растений? Образование плодов и семян,размножение, красота, лекарство.
Плоды у растений, как и цветки, очень разнообразны как по форме и размерам, так и по окраске, количеству семян и многим другим признакам. В каждом плоде можно выделить две основные части: семена и околоплодник. Именно околоплодник определяет характерный облик плода. Семена + околоплодник = плод
Классификация плодов Настоящий Простой Сложный Ложный(образуется (только ( имеют (образуется из завязи один несколько из других пестика) пестик) пестиков) частей Слива Горох Малина цветка Шиповник
Плоды
Лабораторная работа. а) рассмотрите имеющиеся у вас плоды. Разделите их на сочные и сухие;б) сочные плоды разделите на односемянные и многосемянные, определите их названия;в) разделите сухие плоды на односемянные и многосемянные; определите их название; г) заполните таблицу.
заполните таблицу
заполните таблицу
заполните таблицу
Хлебное дерево Хлебное дерево растёт на Зондских островах в Океании. Его кремово-золотистые плоды – джекфруты длинной до 1 м и до 0.5 м в диаметре висят прямо на ветвях и стволе. Это явления называется каулифлория.Мякоть плодов похожа на тесто, лепёшки из неё напоминают по вкусу хлеб с картофелем.
Кокосовая пальма Кокосовая пальма начинает плодоносить на 8-10 год и образует 50-100 орехов ежегодно. Незрелый плод содержит 0.5 л кисло-сладкого сока, со временем он превращается в молоко, а зрелый плод уже имеет мякоть – копру, которую можно употреблять в пищу.
Шоколадное дерево Шоколадная пальма, или дерево какао, растёт в бассейне Амазонки. Плоды образуются прямо на стволах. В Европу это дерево было завезено Колумбом в 1502 году.
Авокадо Плод авокадо по форме напоминает увеличенное в 4 раза яйцо. Весит он до 0.5кг. Мякоть по вкусу подобна сливе с шоколадом. Плоды очень калорийны и содержат 8 важнейших для человека витаминов.
Дуриан Одним из самых вкуснейших плодов считается дуриан. Он напоминает смесь грецких орехов, персиков и ананасов, но имеет очень отвратительный запах.Растёт дуриан в странах Юго-Восточной Азии. Жёлтые, покрытые шипами плоды весят до 3 кг. Хранится сорванный плод не более 3 дней.
Как распространяются плоды и семена? с помощью ветра, водой, саморазбрасыванием,с помощью животных и человека.
Загадки 1. Ягода красна, Ягода вкусна. Режь да соли, Ешь да хвали.
Томаты - ягода.
2. Над лугом парашютикиКачаются на прутике.
Одуванчик - семянка.
3. Круглый да гладкий- Он рос не на грядке. На ветке висел, На солнышке зрел Белка нашла – В дупло принесла.
Лесной орех – орех.
4. Из растений, чей портрет Выбит на монете? Чьих плодов нужнее нет На земной планете?
Пшеница – зерновка.
5. На жарком солнышке подсох, И рвётся из стручков……
Горох – боб.
6.Берега зелёные, вода красная, рыбки чёрные.
арбуз – тыквина.
Домашнее задание :1)Изучить §30,31 2)Ответить на вопросы 3)Подготовить сообщения:-«О плодах – гигантах в жизни человека»;-«Плод и семена в жизни человека»;-«Плоды в жизни животных».Желаю удачи!
РЕФЛЕКСИЯ 1. что мне дало это занятие?2. дополни: - удивило то, что... - до начала занятия я думала... , а сейчас...
Спасибо за внимание!