Плоды и семена
ПЛОДЫ И СЕМЕНА
Классификация плодов сочные сухие Имеют в составе околоплодника сочную мякоть Не имеют сочной мякоти
Сочные плоды
Сухие плоды Семянка- околоплодник прилегает к семени, но не срастается с ним(подсолнечник) Зерновка - околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени(кукуруза, пшеница) Боб –плод, который вскрывается двумя створками( фасоль, горох) Стручок –семена располагаются на перегородке плода( капуста, редис, редька) Коробочки –развиваются у мака, льна, хлопка, тюльпана.
Семена и строение семени Семена бывают разных размеров: очень большие и микроскопически маленькие, и зарождаются они в разном количестве. Образование плода происходит с развитием семени.
Лабораторная работа Тема:"Строение семян двудольных и однодольных растений». Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени фасоли и зерновки пшеницы. Оборудование: семена гороха, фасоли, подсолнечника, тыквы, пшеницы, кукурузы (сухие и набухшие), препаровальные иглы, лупа. Ход работы: 1. Возьмите семя фасоли. Давайте рассмотрим его с разных сторон. С одной стороны оно имеет вогнутую поверхность. Теперь рассмотрим другие сухие и набухшие семена фасоли. Ребята, измерьте длину и ширину набухших и сухих семян. Какие семена больше — набухшие или сухие? Чем вы это можете объяснить? 2. Найдите у семян рубчик. Рубчиком называют след от места прикрепления семени к плоду. Обратите внимание на микропиле (или семявход). Зачем нужен семявход? 3. Препаровальным ножом сделайте надрез на выпуклой стороне набухшего семени фасоли и снимите кожицу. Попробуйте то же самое проделать с сухими семенами. В каком случае и почему кожура снимается легче? Рассмотрите семенную кожуру и убедитесь что она плотная. Каково значение кожуры в жизни семени? 4. Разделите семя на две части. Под семенной кожурой находятся две семядоли и зародыш. — Рассмотрите внешний вид зародыша. Найдите зародышевый корешок, стебелек и почечку. — Зачем зародыш фасоли имеет две семядоли? Зарисуйте семя фасоли. 5. Запишите в тетрадь вывод об особенностях строения семени.
2). Внешнее и внутреннее строение зерновки пшеницы. 2.1) А сейчас возьмем сухую и набухшую зерновки пшеницы. Чем они отличаются? Рассмотрите их форму и окраску. 2.2) Попробуйте препаровальной иглой снять стенку плода с набухшей зерновки. Легко ли это сделать? Почему? Найдите семявход. 2.3) разрежьте зерновку вдоль: - найдите эндосперм. Клетки эндосперма заполнены питательными веществами; найдите зародыш, с помощью лупы рассмотрите его органы: зародышевый корешок, стебелек, почечку и семядолю. (Показ частей зародыша по слайду 7, учащиеся находят их на семенах.) 2.4) Сделайте рисунок в тетради.
Вывод: Общее в строении семени фасоли и пшеницы то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш. Различаются: в семени фасоли две семядоли, в которых находятся запасные питательные в-ва, а в семени пшеницы одна семядоля, питательные в-ва находятся в эндосперме, кожура у однодольных срастается с околоплодником и поэтому ее невозможно отделить.
Спасибо за урок!