Тема: «Особенности питания и пищеварения у животных» уроки 28,29 для работы с учебником Н.И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс» Руппель Наталья Александровна, учитель биологии МОУ СОШ №11 г. Бердск Новосибирской обл.
Цель: познакомить с особенностями питания и пищеварения животных Задачи: расширить знания обучающихся о разнообразии способов получения пищи животными; показать усложнение пищеварительной системы в ходе эволюции; продолжить формирование умений сравнивать объекты, анализировать, делать выводы, работать с разными источниками информации; привитие навыков здорового образа жизни.
Подумайте и ответьте:
Типы пищеварения: Внутриклеточное (пищеварительные вакуоли – одноклеточные) Внеклеточное (во внешней среде под действием ферментов – кишечнополостные, головоногие, ракообразные) Мембранное (поверхность стенок эпителия кишечника – беспозвоночные, позвоночные)
Строение пищеварительной системы у различных животных Работа с таблицами: «Тип Кишечнополостные. Гидра», «Тип Плоские черви», «Внутреннее строение дождевого червя», «Внутренне строение кролика» Учебник: стр. 50-51
Эволюционные изменения пищеварительной системы Одноклеточные: пищеварительная вакуоль Кишечнополостные: измельчение, переваривание пищи в кишечной полости, завершение пищеварения в клетках внутреннего слоя
Эволюционные изменения пищеварительной системы Впервые полная пищеварительная система появилась у кольчатых червей Дождевой червь
Эволюционные изменения пищеварительной системы Наиболее сложно устроена пищеварительная система у позвоночных животных: рыб,.. Учебник: стр. 51
Эволюционные изменения пищеварительной системы …земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих Учебник: стр. 50-51, 71
Сравните пищеварительные системы гидры и белой планарии Сравните пищеварительные системы плоских и кольчатых червей Что общего в строении пищеварительной системы кольчатых червей и позвоночных животных? Работа с таблицами: «Тип Кишечнополостные. Гидра», «Тип Плоские черви», «Внутреннее строение дождевого червя», «Внутренне строение кролика»
По типу питания животные объединяются в группы:
Внимание! Понятия! Симбионты – организмы, существующие совместно и помогающие друг другу (акула и рыба – прилипала) Паразиты – организмы, питающиеся соками, тканями или переваренной пищей своего хозяина Хищники – организмы, питающиеся живыми организмами; зоофаги - плотоядные
По способу поглощения пищи животные объединяются в группы:
Пищеварительная система человека
Пищеварение и здоровье Правильное (рациональное) питание Соблюдение правил личной гигиены Поддержание общего физического здоровья Самообразование («знания – сила!»)
МОУ СОШ №11 г. Бердск Выполнил: Цыганов Алексей обучающийся 6Б класса Руководитель: Руппель Н.А. учитель биологии первой квалификационной категории 2010г
цель работы - изучить влияние жевательной резинки на организм человека
Задачи: Узнать историю возникновения жевательной резинки; Познакомиться с составом жевательной резинки; Определить, какие вредные пищевые добавки входят в ее состав; Выявить влияние жевательной резинки на человеческий организм; Провести исследование по изучению знаний обучающихся МОУ СОШ №11 о пользе и вреде для здоровья жевательной резинки. Провести просветительскую работу среди обучающихся МОУ СОШ №11 о пользе и вреде для здоровья жевательной резинки через информационную статью в школьной газете «Школьный Олимп» и презентацию на уроках биологии.
Методы и приемы исследования изучение и анализ материалов по данной теме в информационных источниках (биологической и специальной литературе, Интернете); анкетирование обучающихся МОУ СОШ №11 о пользе и вреде для здоровья жевательной резинки.
История жевательной резинки Греки «чистили зубы» и «освежали дыхание» с помощью смолы мастикового дерева Индейцы племени майя жевали высушенный сок гевеи (каучука) Англичане – сок елейного дерева, древнюю жвачку готовили также из сосновой смолы и пчелиного воска.
История жевательной резинки Промышленное производство жевательной резинки началось в середине XIX века в США. С 1892 г. начала торговать своей собственной резинкой компания Уильяма Ригли с торговой маркой «Wrigley». Затем появились фабрики «Ригли» в других странах: в Канаде (1910), Австрии (1915), Великобритании (1939).
Состав жевательной резинки
Основная часть жевательной резинки Главной составляющей жевательной резинки является так называемая резиновая основа (20%) Сегодня применяются синтетические резиновые основы; Смягчающие вещества позволяют резинке долго сохранять эластичность: глицерин, а также эмульгаторы природного происхождения: лецитин, камеди (например, гуммиарабик-смола некоторых видов); Антиоксиданты по нормам, принятым в России, что может составлять 750 мг/кг, а на практике оно редко достигает 200 мг/кг; Сахар (до 60%)
Пищевые добавки (около 5%) красители: сансет желтый, понсо красный, тартразин, медная соль хлорофилла, диоксид титана (белый); ароматизаторы (ментол, фруктовые); эмульгаторы; стабилизаторы и другие нужные и ненужные компоненты.
Влияние добавок Е жевательной резинки на здоровье человека
Влияние жевательной резинки на здоровье человека
Положительный эффект первое - рефлекторно улучшается секреторная функция слюнных и других желез аппарата пищеварительной системы; второе - удаляется мягкий налет с поверхности зубов; третье - от движения челюсти происходит функциональное укрепление костной, мышечной ткани челюстно-лицевой области.
Отрицательное воздействие гастрит и язва («пустой желудок»); нарушение гормонального баланса; противопоказания больным фенилкетонурией; аллергическая крапивница; разрушения зубов; вегетососудистая дистония; заболевания зубов, десен и полости рта, такие, как кариес, пародонтоз и различные виды гингивитов (из-за компонентов)
Время использования жевательной резинки: Время использования жевательной резинки: после приема пищи в течение 15-30 минут
Детская жевательная резинка 1. Негативное воздействие: периоральный дерматит (воспаление кожи вокруг рта); «заглатывание жевательной резинки»; раздражение слизистой оболочки, головная боль, вероятность негативного влияния на нервную систему; нарушение прикуса. 2. Положительное воздействие – как и у взрослых жевательных резинок
Исследование по изучению знаний обучающихся МОУ СОШ №11 о пользе и вреде для здоровья жевательной резинки методы исследования: анкетирование обучающихся МОУ СОШ №11 о пользе и вреде для здоровья жевательной резинки по разработанной мною анкете участники анкетирования: учащиеся 3Б, 6Б, 8А и 10А классов МОУ СОШ №11 г. Бердск
Вопросы анкеты Употребляете ли вы жевательную резинку? Если да, то как часто (сколько раз в день)? 3. Зависит ли употребление Вами жевательной резинки от приема пищи? 4. Какую жевательную резинку вы обычно покупаете? 5. Обращаете ли внимание на состав жевательной резники при покупке? 6. Что, по-вашему, мнению полезного для здоровья от употребления жевательной резинки? 7. Знаете ли Вы, какой вред для здоровья причиняет жевательная резинка и если да, то какой именно?
Результаты анкетирования
Результаты анкетирования
Результаты анкетирования
Результаты анкетирования 1. Положительное действие жевательной резинки: очищение полости рта; освежение дыхания. 2. Вредное действие жевательной резинки: выпадение пломб (6Б, 10А кл.), чрезмерное выделение желудочного сока (10А кл.), плохое пищеварение (3Б кл.) не знают вредных факторов учащиеся 8А кл.;
Состав наиболее популярных видов жевательных резинок среди обучающихся МОУ СОШ №11
Заключение Жевательная резинка приносит пользу для здоровья человека: улучшает работу слюнных желез, освежает и очищает полость рта. Но и при употреблении жевательной резинки есть и вред, наносимый здоровью человека: нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта: гастриты, язвы желудка, дисфункция кишечника, наиболее опасным является употребление жевательной резинки на голодный желудок; нарушения со стороны слюнных желез: опухоли слюнных желез, развивается сухость слизистой оболочки, ротовое пищеварение, проявляется дисбактериоз; проявление аллергических реакций; нарушение прикуса у детей; ломаются зубы и выпадают пломбы; возможность попадания инородного тела в трахею – нарушение дыхания, удушье.
Проверьте свои знания Подберите определение к каждому процессу: 1. Питание 2. Пищеварение
Проверьте свои знания Подберите определение к каждому понятию: 1. Паразит 2. Симбиоз
Проверьте свои знания Ответьте на вопрос: С чем связано многообразие приспособлений животных к потреблению пищи?
Домашнее задание 1. Учебник: стр. 64-71 вопросы 1,2, 6-10 на стр. 72 2. конспект урока