Тема урока: Основные закономерности эволюции органического мира. Цель урока: Сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений, главных путях и направлениях эволюционного процесса. 1.Типы эволюционных изменений 2.Направления эволюционного процесса 3.Пути эволюционного процесса
Ответьте на вопросы: 1.Что такое биологическая эволюция? Биологическая эволюция это необратимое развитие органического мира. 2.Какой эволюционный процесс называется микроэволюцией? Процесс образования новых видов. 3.Что такое макроэволюция? Процесс образования более крупных систематических единиц – родов, семейств, отрядов и т. д.
Параллелизм - независимое приобретение сходных признаков родственными организмами, обитающих в одинаковых условиях и ведущих сходный образ жизни. Известное общее сходство имеют млекопитающие тропического пояса, обитающие на разных континентах, в близких климатических условиях.
Конвергенция(схождение признаков) – возникновение сходных черт строения у неродственных видов, обитающих в одинако -вых условиях и ведущих сходный образ жизни. Крупные водные хищники, показанные на рисунке, возникли в четырех совер- шенно разных группах: среди моллюсков, рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.
Аналогичными называются органы, разные по происхож – дению, но выполняющие сходные функции.
Дивергенция (расхождение) – расхождение признаков в пределах популяции, вида, возникающее под действием естественного отбора, приводящее к образованию новых видов, родов, классов и т. д. Общий предок дал начало двум или большему коли- честву форм, которые в свою очередь стали родо- начальниками многих видов и родов. Схема дивергенции форм( рисунок Ч. Дарвина)
Дивергентная эволюция или радиация. Класс млекопитающих распался на многочис- ленные отряды, предста- вители которых отличают- ся по строению, образу жизни, характеру физио- логических и поведенчес- ких адаптаций. Примитивное млекопитающее юрского периода
Гомологичными называются органы, сходные по происхождению, но не сходные по выполняемым функциям.
Пути эволюции органического мира.
В разработку проблемы эволюции значительный вклад внесли крупные российские ученые А.Н.Северцев и И.И.Шмальгаузен. Они установили, что главными путями эволюции являются ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Алексей Николаевич Северцев (1866-1936). Выдающийся советский зоолог, основоположник эволюционной морфологии животных. С 1920г.- академик Российской АН. Иван Иванович Шмальгаузен (1884-1963) Известный советский биолог, теоретик эволюционного учения.С1935г.- академик АН СССР
Ароморфоз (от греч.«аро»- поднимать, «морфа» – форма) – приспособительные изменения общего значения, повышающие уровень организации и жизнеспособность особей, популяций, видов.
Ароморфоз у животных Выход животных на сушу стал возможен благодаря изменению в строении ске – лета парных плавников некоторых рыб. В результате сформировались пятипалые конечности, способные поддерживать тело над землей.
Ароморфоз у растенийВажным ароморфозом растений является появление цветка ( видо – измененного побега) у покрытосе – менных растений.
Идиоадаптация (от греч. «идиом» - особенность, «адаптация» - приспособление) – частные приспособительные изменения, полезные в данной среде обитания, возникающие без изменения общего уровня организации.
Идиоадаптация у животных Примером идиоадаптации как неболь- шого эволюционного изменения к част- ным условиям существования может служить разнообразие клювов гавай - ских цветочниц, питающихся нектаром различных покрытосеменных растений.
Идиоадаптация у растений Одной из идиоадаптаций у растений является при- способление семян к рас- пространению ветром.
Дегенерация (вырождение) – эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации, к утрате ряда систем и органов.
У плоских паразитических червей – паразитов человека – нет кишечника, слабо развита нервная система, почти отсутствует способность к само- стоятельному движению. Но одновременно у паразитических червей по- являются присоски, крючки, при помощи которых они держатся на стен- ках кишечника своего хозяина. Они имеют сильно развитые органы раз- множения и отличаются огромной плодовитостью.
Повилика (Cuscuta L.) Это вьющееся растение - паразит не имеет листьев ( они редуцированы до мелких чешуек), корней. На стебле повилики образуются присоски (гаусто- рии), через которые из растения - хо- зяина повилика добывает питатель- ные вещества.
Соотношение путей эволюции
Направления эволюции органического мира.
Биологический прогресс характеризуется: 1.Увеличением численности особей 2.Расширением ареала 3.Интенсивными процессами видообразования Изменение ареала ондатры после ее акклиматизации в Европе.
Биологический регресс характеризуется: 1.Уменьшением численности 2.Сужением ареала 3.Уменьшением числа видов, популяций Гигантский торфяной олень Ленивец
Повторение
Параллелизм Тип эволюционных изменений ? Среди млекопитающих китообразные и ластоногие независимо друг от друга перешли к обитанию в водной среде и приобрели соответствующие изменения - ласты
Основа образования новых систе – матических групп: а) конвергенция б) параллелизм в)дивергенция
Лопатообразные конечности медведки и крота - это результат: А) дивергенции Б) конвергенция В) параллелизма
Плавник дельфина и крыло беркута- пример аналогичных или гомологич- ных органов?
Какие органы называются аналогичными?
Появление в процессе эволюции четырехкамерного сердца млекопитающих является примером ароморфоза или идиоадаптации?
Дайте определения типам эволюционных изменений: идиоадаптации и дегенерации.
Направления эволюции органического мира
Были использованы: 1.Учебное электронное издание «Экология», Московский Государственный институт электроники и математики, 2004г. 2. 1С: Школа, Экология, 10-11кл., под редакцией А.К. Аклебинина, В.И. Сивоглазова 3.Лабораторная практика. Биология 6-11кл. Республиканский мультимедиа центр, 2004г. 4. БЭНП, биология 6-11кл., Министерство образования РФ, ГУРЦ ЭМТО «Кирилл и Мифодий», 2003г. 5. Д.К. Беляев, А.О. Рувинский, Общая биология для 10-11кл., Москва, «Просвещение», 1991 6.А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, Общая биология, 10-11кл. ДРОФА, Москва-2005 7.Уроки общей биологии: Пособие для учителя/ В.М. Корсунская, Г.Н. Мироненко, З.А. Мокеева, Н.М. Верзилин – М: Просвещение, 1986